Название лекции «Рузаевские мистификации» говорило само за себя. Речь пошла о легендах известного дворянского рода Струйских. А точнее - о ярком и эксцентричном представителе Струйских Николае Еремеевиче, владевшем поместьем в Рузаевке. Оставшись после пугачевского бунта единственным представителем рода, он считался одним из первых богачей Приволжья.
Струйский стремился создать в своей усадьбе атмосферу поклонения наукам, искусству и праву. Человек это был своеобразный. Жестокий по отношению к крепостным, до смерти влюбленный в императрицу Екатерину II. В прямом смысле до смерти. Поскольку в возрасте 47 лет он умер через год после ухода царицы в мир иной.- Не может верный подданный жить более, чем его кумир и идеал! - восклицал, тая от тоски, сломленный горем Струйский.
Надо сказать, что прогрессивной императрице он действительно был фанатично предан. Николай Еремеевич в Рузаевке жил на широкую ногу. Дом в три этажа, два храма с богатейшим убранством, дивный сад. Часто к нему в гости приезжали гости и всегда были поражены: «Злато в убранстве везде рассыпано несчетно». И повсюду висели портреты Екатерины II в образе богини мудрости, покровительницы наук и искусства Минервы в окружении муз.Николай Струйский имел у современников репутацию сельского графомана. Над его стихами иронизировали. Литературоведы склонны считать его поэзию заурядной для того времени.
В селе Рузаевка он открыл вольную типографию и издал 50(!) книг-сборников своих стихов. Полиграфия была великолепной! Обложка из дорогого натурального сафьяна, инкрустация драгоценностями! Императрица гордилась перед иностранцами шикарными по исполнению книгами Струйского: «Посмотрите, что у нас в России в деревне могут издавать!»Но вернемся к научному лекторию…
Выступление Виктора Махаева в музее было посвящено развенчиванию культурного мифа от том, что усадьбу Струйских в Рузаевке проектировал сам академик архитектуры, русский зодчий пышного барокко (итальянец по происхождению), неповторимый гений Бартоломео Франческо Растрелли.В конце XVIII века в российской глубинке стали возникать «культурные гнезда», выделявшиеся особым колоритным обликом. Выяснить их авторство трудно: мало сохранилось архивных документов, почти не уцелели подписанные авторами архитектурные чертежи. Но иногда историков вводят в заблуждение сами заказчики, создававшие легенды об архитектурно-ландшафтных ансамблях своей усадьбы.
Вот и Николай Струйский придумал, что дом и собор в его имении построен самим Растрелли. В то время было модно приписывать многое дворянами из российской глубинки его мастерству. Это было сначала легендой, потом стало культурным мифом… Истинным автором дворца и Троицкой церкви был крепостной художник Андрей Зяблов, ученик известного деятеля искусств Федора Рокотова.К сожалению, ничего от усадьбы Струйских в Рузаевке не осталось. Род пришел в упадок, наследники продали монастырю в Пайгарме на кирпичи дом - родовое гнездо. Из этого материала построена колокольня.
Покровская деревянная церковь в усадьбе сгорела, а монументальный Троицкий собор обветшал и превратился в руины. А затем, в начале XX века, когда Рузаевка стала железнодорожным поселком, легендарная усадьба Струйских была разрушена, сегодня на ее месте находится средняя школа №9.Для справки:
Стру́йские (Стружские) — русский старинный дворянский род польского происхождения.Никола́й Ереме́евич Стру́йский (1749- 1796) поэт-дилетант, издатель, библиофил. Владелец и устроитель богатого пензенского имения Рузаевка. Дед поэта Александра Полежаева.