Бюрократическая нагрузка на российских ученых тормозит прогресс

С таким заявлением выступила руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. Она предложила изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования.

Согласно установленному сегодня порядку, полученное на конкурсной основе финансирование исследований поступает ближе к концу года. При этом подготовить отчетность о полученных средствах тоже необходимо до конца того же года. «В таких условиях ученым в сжатые сроки приходится выполнять и исследовательскую работу, и огромную бумажную работу для отчетов, – говорит Елена Шмелева. – Так быть не должно. Они должны заниматься исследовательской работой, а не бюрократической, да еще и в спешке». Руководитель «Сириуса» предложила проводить конкурсы на научные исследования в первом полугодии, а если необходимо провести конкурс в конце года – сдвинуть сроки предоставления отчетности на следующий год. Главное – минимизировать бюрократическую нагрузку на ученых и исследователей.

«Молодые ученые нуждаются в поддержке, ведь их инновационные разработки, прорывные проекты – необходимое условие для того, чтобы Россия вышла на лидирующие позиции на мировом уровне, – поделилась мнением кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики, заместитель декана по научной работе филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева Диана Бакеева. – Российская аспирантура переживает перестройку – это требование времени. Кроме того, аспиранты – это еще и будущие педагогические кадры для высшей школы. Задача всех уровней власти поддерживать молодых ученых. Работа начата, еще важнее не снижать набранных темпов. У научных исследований в целом сегодня большой потенциал. Много возможностей в виде написания научных статей, грантов, конкурсов. Единственный вопрос – это своевременное получение информации о них и некоторое сокращение количества бюрократической сопроводительной документации». Также Елена Шмелева заявила, что по итогам проведенных исследований ученых нельзя наказывать за недочеты в сопроводительных документах. Бумажки не должны «останавливать» науку и прогресс.