С 2022 года аккредитация для российских вузов станет бессрочной

О введение бессрочной аккредитации заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева в ходе стратегической сессии «Реализация партийных проектов» в Челябинске.

Сейчас российские вузы должны соответствовать требованиям Федеральной государственной образовательной программы (ФГОС) для успешного прохождения аккредитации. Однако по мнению Елены Шмелевой, некоторые из этих требований противоречат здравому смыслу, а другие – никак не относятся к качеству преподавания.

«В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи, – сообщила сопредседатель Центрального штаба ОНФ. – Они зависят от трактовок экспертов, которых привлекают для проведения аккредитации. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС. На смену периодической аккредитации должен прийти аккредитационный мониторинг, что станет возможным при введении бессрочной аккредитации». Чтобы соответствовать показателям ФГОС вузы вынуждены тратить много времени и сил, а если не они не могут уложиться в установленные сроки, то больше всего от этого страдают студенты. У вузов Мордовии в последние годы проблем с госаккредитацией не возникало.

Представители педагогического сообщества также отметили, что помимо введения бессрочной аккредитации необходимо разработать адекватные аккредитационные требования. Елена Шмелева согласилась и ответила, что такие требования уже находятся в разработке. Второй острой темой, поднятой на стратегической сессии, стал высокий уровень бюрократии в сфере образования. Елена Шмелева отметила, что выполнение целей национального развития в данной сфере с таким количеством бюрократии просто невозможно.

«Проблема большого количества документации и отчетностей актуальна для многих сфер, в частности, для образования, – прокомментировала инициативу доцент кафедры журналистики МГУ им. Н. П. Огарева Ксения Дементьева. – Важнейшими показателями работы профессорско-преподавательского состава университета является научная деятельность – написание статей, монографий, участие в грантах. Кроме того, постоянная работа со студентами и методическая работа требуют серьезных временных затрат и творческого индивидуального подхода. Безусловно, хотя бы некоторое сокращение количества документации помогло бы усилить научную и учебно-методическую работу преподавателя». В качестве яркого примера была приведена новая редакция требований к сайтам образовательных учреждений, из-за которой школы и вузы теперь вынуждены собирать и публиковать огромные объемы данных. «Многая информация просто избыточна: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований», – заявила Елена Шмелева.