Красоте гор покорясь, унеси с собой себя нового!..

Вопрос отпуска всегда актуален, поэтому где и как его провести каждый выбирает для себя сам. Кто-то любит понежиться на пляже у моря, а кто-то идет в горы за вдохновением и приключениями... И этот кто-то - я.

Спортивный туризм - направление относительно новое для нашей республики, но динамично развивающееся и привлекающее все большие группы людей. Причем, как показывает практика, профессия, возраст и иные критерии социальных групп значения не имеют. Главное - желание. На помощь любителям активного отдыха приходит Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, а также Федерация спортивного туризма и туристический клуб «Высота». Опытные инструкторы разрабатывают оптимальный маршрут, заготавливают провизию, обеспечивают безопасность в походе, да и просто оказывают необходимую морально-психологическую поддержку, особенно новичкам.

В этом году желающих прикоснуться к величественным горам Кавказа набралось немало - 21 человек. Мне посчастливилось оказаться в их числе. Согласно задумке организаторов поездка включала в себя однодневную прогулку по городу-герою Волгограду, 11 дней спортивного туристического похода 1 категории сложности и на десерт - 3 дня сочинского пляжа.

4 июля с исключительно доброжелательным и боевым настроем мы отправились в путь. Дорога в поезде с хорошей компанией совсем не показалась утомительно-изнурительной, и мы быстро и незаметно для себя оказались на перроне Волгоградского вокзала. Первое впечатление и все последующие - это город-легенда! Город, ежедневно вспоминающий подвиг народа. Мамаев курган с памятниками героям Сталинградской битвы и главным монументом «Родина мать зовет!», ежечасная смена караула, существующая только в двух местах в России: здесь и у вечного огня на Могиле Неизвестного солдата в Москве, производят неизгладимое впечатление и заставляют душу содрогнуться. На улицах города звучат песни о войне, напоминающие о боевом подвиге Сталинграда и страны в целом. Полные впечатлений и размышлений вечером мы садимся в поезд, который отвезет нас к величественным горам Кавказа.

По приезду в Карачаево-Черкесскую республику нас встречает микроавтобус, который за несколько часов доставляет группу к подножию горных хребтов. А здесь - одурманивающий, свежий, чистый воздух, от которого поначалу так кружится голова, массивные горы и леденящие реки, коровы и лошади, пасущиеся на горных полянках. Вокруг только размеренность и спокойствие, вызывающие чувство умиротворения и ощущение, что время остановилось.

С нами три инструктора: Андрей, Владимир и Мария. По-моему, эти люди - профессионалы своего дела. До места первой стоянки нам идти 13 километров. Держа хороший темп, мы приходим к месту, но она на другом берегу реки. Способ один - бревно, а под ним бурлящая, шумная, быстрая, холодная горная река. С непривычки с духом все-таки пришлось собраться и, где-то помогая друг другу, мы переходим. Первая стоянка, первые блюда полевой кухни, первый костер с откровениями и песнями. Мы потихоньку сближаемся и становимся командой. Следующий день у нас радиалка, подразумевающая оставление палаточного лагеря и поднятие на перевал Иркиз, высотой 2800 м. Это наш первый перевал. С него открылся вид на Софийские озера. Далее нас ждали Софийские водопады и перевал Софийское седло (высота 2640 м). Вообще мне кажется, что про каждый прожитый в горах день можно написать целую книгу.

Водопады встретили нас шумом и радугой, а перевал - пологой поляной с разнотравьем. В горах на отвесных склонах, местами каменных и безжизненных, растут изумительной красоты благоухающие цветы.

Следующий по маршруту был перевал Баш-Джол (Столичный). К удивлению и сожалению нашей группы, проложенная тропа была покрыта снегами, но инструкторы решили, а команда поддержала, что мы на него все-таки взойдем. Признаться, путь был не из легких. Здесь нужно сказать особенное спасибо нашим инструкторам и их профессионализму, благодаря которым мы целые и невредимые спустились к реке, перешли ее вброд и уже затемно добрались до хижины на берегу реки Псыж. Каждый вечер костер собирал нас вместе, мы обсуждали пройденное, делились пережитыми чувствами и становились сплоченнее и дружнее. Далее путь лежал на перевал Айю-лю высота которого 2890 м. Пройдя вдоль реки Белка, мы остановились на высоте 2700 и решили сделать здесь ночевку.

На следующий день мы «взяли» запланированный перевал и спустились ниже к Семицветному озеру. Говорящее название, даже добавить нечего. Впереди, на слиянии реки Большая Дукка и Архыз нас ждал палаточный лагерь. Оттуда мы сделали еще одну радиалочку на перевал Сказка Кавказа (высота 2600 м) и Дуккинские озера. Затем несколько дней провели в хвойном лесу в лагере, играя в волейбол, развивающие игры и строя на берегу реки походную баню.

Уезжать не хотелось. У гор своя магия. Благодаря ей приходит осознание чего то нового. Оставшись наедине с красотой и величием природы, без связи и иных благ цивилизации, преодолев себя и свои слабости, ты ощущаешь изменения в себе. Закалка души и тела, обращение к себе самому, новые открытия и вдохновение природой - вот что дает поход в горы. И уехать от них можно только ради одного… чтобы снова вернуться!