Бюджетные места для будущих учителей

Завершается приемная кампания в высшие учебные заведения нашей страны. Совсем скоро новоиспеченные студенты начнут обучение. А те, кто сдал экзамены наиболее успешно, смогут учиться бесплатно. Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу ежегодно увеличивать количество бюджетных мест по приоритетным направлениям развития экономики, социальной сферы и отдавать их преимущественно региональным вузам. «Нам важно обеспечить доступность бесплатного высшего образования, поддержать молодых людей», - сказал глава государства. О бюджетных местах в МГПИ им. Евсевьева, внедрении новых образовательных технологий, повышении качества образования и многом другом нам рассказала ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева М.В. Антонова.    

- В 2019 году Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева уделил значительное внимание повышению качества образования, внедрению новых образовательных технологий, модернизации образовательных программ, созданию современной образовательной среды, улучшил мониторинговые показатели эффективности деятельности, в том числе по среднему баллу ЕГЭ, который в 2019 году составил 66,12. Благодаря эффективному менеджменту и системно выстроенной работе наш институт в приемную кампанию-2020 получил на 152 бюджетных места больше, чем в 2019 году.

- Глава РМ Владимир Волков в Послании Государственному Собранию Республики Мордовия на 2020 год подчеркнул значимость математического образования в регионе, а ключевым фактором конкурентоспособности назвал знание иностранных языков. Что предпринимается в вашем институте в этом направлении?

- Выполняя поставленные задачи, с целью удовлетворения потребности региона в учителях математики и иностранных языков, вуз направил дополнительные бюджетные места на подготовку педагогических кадров предметной области «Математика» и увеличил количество бюджетных мест на факультете иностранных языков. Также, учитывая высокую заинтересованность абитуриентов в получении образования в области истории, часть дополнительных бюджетных мест распределена на факультет истории и права.

- Марина Владимировна, как происходит подготовка высококвалифицированных педагогов точных наук в Вашем институте?

- Конечно, в первую очередь интерес к предмету должен пробуждать учитель. Отрыть перед учеником дверь в высокотехнологичное будущее невозможно без фундаментальной подготовки по физике и математике, информатике и астрономии. В этом и заключается призвание педагога! Именно поэтому одними из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ им. М.Е. Евсевьева являются профили: «Физика», «Информатика», «Математика». Стоит отметить, что мордовский педагогический институт ежегодно осуществляет подготовку физиков, в то время как другие педагогические вузы страны несколько последних лет не набирали абитуриентов на одноименный профиль. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в регионе выступает популяризация математических знаний и математического образования, как основного компонента в создании инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития. Перед педагогическим институтом поставлен ряд задач по повышению качества математического образования и укреплению лидирующих позиций в рейтинге регионов по показателям уровня математической подготовки учащихся и качества подготовки будущих учителей математики. МГПИ им. М.Е. Евсевьева в данном направлении является проводником в реализации научных идей и методик обучения, в которых успешно сочетаются традиции и большой опыт, а также современные разработки в области обучения студентов и школьников точным наукам. Сегодня педагогический институт - это инновационная площадка, определяющая вектор развития и повышения качества математического образования в регионе.

- Какие актуальные профессиональные образовательные программы, реализующие подготовку учителей математики, применяются в Вашем вузе?

- Происходит модернизация всей инфраструктуры пединститута. Создана современная образовательная среда. Организованы математические коворкинг-зоны, в основе которых заложена идея совместного творческого поиска идей и реализации проектов. Образовательное пространство нового формата позволяет осуществлять учебный процесс в контексте электронного обучения и интерактивных образовательных технологий, в том числе дистанционно. В МГПИ в соответствии с распоряжением Правительства РМ успешно реализуется «Дорожная карта», регламентирующая перечень мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в России. Мы подготовили серию проектов, направленных на повышение качества математического образования в регионе, популяризацию, привлечение интереса школьников и студентов к точным наукам и формирование осознанного выбора выпускниками профессии учителя математики. С начала нового 2020-2021 учебного года стартует проект «Волонтеры математического просвещения». Педагогами и студентами МГПИ ведется разработка серии уроков и мероприятий, направленных на формирование интереса школьников к изучению математики. Для студентов старших курсов в вузе успешно реализуются новые дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это дает возможность будущему учителю математики получить право ведения образовательной деятельности по смежной профессии и обеспечивает социальные гарантии при трудоустройстве. Кроме того, в институте созданы условия для непрерывного повышения профессионального мастерства учителей математики. Например, проект «Школа учительского роста на базе МГПИ».

- Марина Владимировна, появятся ли какие-то новшества в пединституте по подготовке учителей математики, способных качественно обучать школьников в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов?

- С целью расширения аудитории и более адресного оказания помощи школьникам в освоении математики с сентября текущего года в педагогическом институте стартует проект создания Математической школы. Работа будет организована по двум направлениям - онлайн-школа и Базовая математическая школа на площадке МОУ «СОШ №5». Совмещение очной формы занятий с форматом онлайн-школы позволит увеличить количество слушателей и соблюсти все требования безопасности при обучении. Деятельность Математической онлайн-школы будет направлена в первую очередь на оказание поддержки школьникам в освоении трудных разделов предмета путем расширения их математического кругозора, выявления и поддержки интереса к изучению точных наук. Основной формат проведения занятий в школе предполагается в виде практических дистанционных занятий, в ходе которых каждый школьник будет иметь возможность задать вопрос преподавателю. Для успешного решения поставленной задачи будут применяться современные методики, в том числе и авторские разработки преподавателей института в области обучения математике.

- Цифровизация в настоящее время выступает основополагающим элементом в изменениях, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее заметны они в системе образования. Работать учителем невозможно без сформированных навыков IT-компетенций. Как происходит подготовка студентов Вашего вуза в этом направлении?

- Владение компьютерной техникой, умение организовывать проектную деятельность с использованием цифровых технологий – неотъемлемые компоненты современной образовательной среды. Перечисленные компетенции важны для любого педагога - учителя математики, информатики, физики, экономики и позволяют качественно организовать электронное обучение, ставшее обязательной частью образования в последние несколько месяцев. Многие процессы, реализуемые в цифровой образовательной среде, базируются на математическом образовании. МГПИ ведет целенаправленную работу по обучению будущих педагогов и уже действующих специалистов в области цифровизации образования. Преподаватели ежегодно повышают уровень своей квалификации, а также готовят студентов к участию в престижных конкурсах и олимпиадах в сфере информационных технологий. Одним из значимых результатов проектной деятельности студентов физико-математического факультета в прошедшем учебном году является успешное участие в масштабном Всероссийском конкурсе «Моя страна - Моя Россия». Среди заявок, поддержанных экспертами конкурса, - проект магистранта первого курса профиля подготовки «Информатика и информационные технологии в образовании» Максима Макарова. Тема его проекта - «3D-комплект для формирования начальных профессиональных навыков в области программирования у незрячих и слабовидящих» в номинации «Цифровая среда для повышения качества жизни граждан в регионах». Наш студент хочет помочь детям с ограниченными возможностями здоровья освоить компьютерные технологии. У Максима Макарова есть опыт работы с детьми в кванториуме, который создан благодаря реализации национального проекта «Образование». После окончания вуза он планирует стать учителем и работать в одной из школ республики.

- Как готовятся педагоги других технических специальностей?

- Одним из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ является профиль «Физика. Информатика», в рамках которого студенты изучают широкий спектр естественно-технических наук на стыке с информационными и образовательными технологиями. Что является необходимым условием для формирования профессиональной компетентности будущего учителя физики. Кроме того, в МГПИ осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для преподавания астрономии. Проведены курсы повышения квалификации для студентов по дополнительной образовательной программе «Преподавание астрономии в современной школе в контексте требований ФГОС», что актуально в связи с введением в школе астрономии как отдельного предмета и существующей нехватки кадров в нашем регионе. В начале 2020 года преподавателями вуза разработана дополнительная общеобразовательная программа «Моделируем физику» для учащихся 9-11 классов. Программа была реализована в системе дистанционного обучения МГПИ (Moodle) в рамках пилотного проекта по обновлению содержания и технологий дополнительного образования федерального проекта «Успех каждого ребенка» и национального проекта «Образование». Более того, в МГПИ создается современная материально-техническая ресурсная база для обеспечения наращивания научно-образовательного и инновационного потенциала и развития IT-инфраструктуры. Соблюдаются меры социальной поддержки и стимулирования, социальных гарантий для студентов института. Профориентационная работа, проводимая в период довузовской подготовки граждан, позволяет привлечь в педагогический институт мотивированных абитуриентов с высоким творческим потенциалом.

- Спасибо, Марина Владимировна, за интересную и полезную информацию.