Не утихает боль

6 мая 2008 года умер Федор Константинович Андрианов. Его называют живой легендой Рузаевки. Заслуги перед Отечеством и перед людьми этого человека неоценимы. Солдат-разведчик на войне, учитель-воспитатель в мирное время, Федор Константинович снискал глубокое уважение всех знавших его людей.

Он родился 23 сентября 1923 года в селе Сурочки Гагинского района Нижегородской области. В 1924 году семья переехала в Нижний Новгород. Там в 1931 году будущий писатель поступил в среднюю школу, которую закончил в июне 1941 года. На следующий день после выпускного бала юноша узнал, что началась война. Ни минуты не раздумывая, Федор Константинович отнес в райком комсомола заявление с просьбой направить его в действующую армию. Через неделю его просьба была удовлетворена, а ровно через месяц, 22 июля 1941 года, он принял боевое крещение на Западном фронте, под Смоленском, в мотострелковой дивизии. В первых числах августа в дивизии стал организовываться ударный отряд спецназначения для действий в тылу противника. В отряд зачисляли только добровольцев, одним из которых и был Федор Константинович.

В этом отряде Андрианов взял первого «языка», а всего на боевом счету – тринадцать. Здесь, в отряде, он получил и первую боевую награду – медаль «За отвагу» – за взрыв железнодорожного моста через реку Десну под станцией Жуковка. Тяжелые времена отступления под натиском фашистских войск. Под Тулой он был ранен разрывной пулей. Госпиталь, краткосрочный отпуск и снова фронт, на сей раз Сталинградский, 99 отдельный разветбатальон.

- В этой части я прошел, проехал, а порой и прополз на животе весь юг Украины, начиная от речки Миус, на которой немцы хотели создать свою «линию Мажино» или «линию Маннергейма», то есть построили множество защитных укреплений. Форсировал реки Молочную, Днепр, Буг. Освобождал города Мариуполь, Сталино, Каховку, Котлас, Катовск, - рассказывал автору этих строк Федор Константинович.

Вернувшись после войны в Горький, Андрианов поступил в пединститут, который окончил в 1950 году. По личной просьбе был направлен преподавателем в Рузаевку. Здесь трудилась врачем-педиатром его жена Наталья Андреевна. Тридцать с лишним лет, до выхода на пенсию, Федор Константинович проработал учителем русского языка и литературы в средней школе №5. Одновременно с педагогической деятельностью он занимался творчеством. Писал стихи, очерки, короткие рассказы, в том числе и в районную газету «Рузаевский рабочий».

В 1952 году поступил заочно в Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР. Учился в семинаре М.А. Светлова (поэзия) и Н. Замоткина (проза). Дипломной работой Ф. Андрианова была повесть «Зарево над Рузаевкой». Книга выдержала три издания. Позднее, в 1980 году, Андрианов написал вторую книгу «Зарево над Рузаевкой». Первая была посвящена событиям 1905 года, вторая – 1917-го.

- Отец был не только хорошим учителем, но и замечательным воспитателем молодежи, - рассказывает дочь писателя Анна Федоровна Андрианова. – Все, чему хотел он научить юношей и девушек, написано в его книгах. Точнее не скажешь. В 1965 году вышла его повесть «Спроси свою совесть». Следом «Если ты вышел в дорогу», потом – «Экипаж корабля ЛЮКОС-5». Бывшие ученики школы №5 узнают себя в этих произведениях. Педагогической поэмой без преувеличения многие рузаевцы считают повесть «Вижу зеленый».

- «Вижу зеленый» стала такой повестью, которая сыграла значительную роль в становление личности многих и многих юношей и девушек. Школа №5, считавшаяся очагом хулиганства в городе, вдруг начала, как бы это точнее выразиться, преображаться, - рассказывает дочь писателя Анна Федоровна. Повести Ф.К. Андрианова о Великой Отечественной войне нельзя читать без содрогания. Это художественно-философские произведения. Вчитайтесь только в заголовки: «Память», «Да не судимы будете», «И до седьмого колена», «Мера вины твоей».

Нет сегодня среди нас Почетного гражданина Рузаевки, народного писателя Республики Мордовия, кавалера орденов Ленина, Отечественной войны, славы, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги» и многих других Федора Константиновича Андрианова. Но память о нем жива!