Конституции соответствует

Конституционный суд высказал свое мнение о поправках, которые бурно обсуждались в обществе и вызвали жаркие споры сторонников и противников изменений в главный закон страны. Конституционный суд ответил на все острые вопросы, которые вызвали эти поправки. Новых и очень важных поправок много. Это положения о запрете на отчуждение части территории РФ, об исторически сложившемся государственном единстве страны, о почитании памяти защитников Отчества, о защите исторической правды, о русском языке как языке государствообразующего народа, о признании культуры уникальным народным наследием, о принятии мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности... И все эти поправки, как сказал суд, не могут расцениваться и применяться как "устанавливающие государственную или обязательную идеологию". Поправки не изменяют принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства, не вводят какие-либо ограничения прав и свобод человека и гражданина, недопустимых с точки зрения положений глав 1 и 2 Конституции.

Мы ни от чего не отказываемся. Статус РФ как правопреемника Союза ССР составляет неотъемлемую характеристику ее суверенитета. Конституционный суд высказал свое мнение о поправках, которые бурно обсуждались в обществе и вызвали жаркие споры сторонников и противников изменений в главный закон страны. Конституционный суд ответил на все острые вопросы, которые вызвали эти поправки.

Новых и очень важных поправок много. Это положения о запрете на отчуждение части территории РФ, об исторически сложившемся государственном единстве страны, о почитании памяти защитников Отчества, о защите исторической правды, о русском языке как языке государствообразующего народа, о признании культуры уникальным народным наследием, о принятии мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности... И все эти поправки, как сказал суд, не могут расцениваться и применяться как "устанавливающие государственную или обязательную идеологию". Поправки не изменяют принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства, не вводят какие-либо ограничения прав и свобод человека и гражданина, недопустимых с точки зрения положений глав 1 и 2 Конституции. Мы ни от чего не отказываемся. Статус РФ как правопреемника Союза ССР составляет неотъемлемую характеристику ее суверенитета.

Вызвавшая столько споров упоминание о Боге, по мнению КС, не вводит обязательность религиозных убеждений, а подчеркивает необходимость их учета в государственной политике. Положение о языке основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности и совсем не дискриминирует и не обижает другие народы. Создание федеральных территорий не предполагает придания им статуса субъектов РФ и изменения федеративного состава страны.

Очень много внимания привлекли положения о семье и браке. Так вот, Конституционный суд подчеркнул- институты брака как союза мужчины и женщины, семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа РФ. Государство не обязано признавать семьями отношения лиц одного пола, хотя это и не означает их дискриминацию- подчеркнул Конституционный суд.

Ответил суд и на поправки об индексации пенсий. Суд сказал, что гарантированная ежегодная индексация пенсий, пособий и выплат, взаимосвязь МРОТа с прожиточным минимумом, социальная поддержка граждан ориентированы на повышение благосостояния граждан и закрепляют функции социального государства. По мнению высшего суда страны поправки соответствует принципу разделения властей и другим основам конституционного строя. Эти изменения согласуются с принципами народовластия и федеративного устройства. Конституционный законодатель вправе устанавливать разные варианты регулирования деятельности органов государственной власти. Единственное требование - выбранный вариант должен соответствовать базовым положениям Конституции. Дефектов в предложенных поправках КС не нашел. Наделение Совета Федерации и Президента РФ правом прекращать полномочия судей "в связи с компрометирующими обстоятельствами" допустимо и не предполагает немотивированности этой процедуры. Подробно все это должен прописать федеральный конституционный закон.

По мнению высшего суда страны, поправки согласуются с принципами народовластия и федеративного устройства О нашей независимости. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что он наделен правом разрешать вопрос о возможности исполнения противоречащих Конституции решений межгосударственных органов и судов. Этот исключительный резервный механизм предназначен для выработки компромиссного и взаимоприемлемого варианта исполнения такого решения Российской Федерацией при неизменном обеспечении высшей юридической силы её Конституции. Такая функция призвана защитить государственный суверенитет, независимость и самостоятельность РФ. И она не предполагает отказ нашей страны от соблюдения самих международных договоров и выполнения международных обязательств.

Для высших должностных лиц РФ, депутатов, сенаторов, членов правительства, глав субъектов РФ, судей в поправках установлены дополнительные требования к гражданству и запрет хранить деньги в иностранных банках. КС заявил, что такие требования направлены на защиту суверенитета Российской Федерации. В вопросе возрастного ценза высших чиновников, суд сказал - дополнительные требования обусловлены необходимостью наличия у претендента на высокую должность определенного жизненного опыта. Эти специальные условия обеспечивают выполнение гражданами наиболее значимых публичных функций. Для тех чиновников, чьи "параметры" вкладов и гражданства не подходят под поправки, КС заметил- россиянин вправе отказаться от гражданства иностранного государства, вида на жительство и закрыть счет в иностранном банке, чтобы снять препятствие для занятия соответствующих публичных должностей. КС подчеркнул - вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность Президента, может быть решен по-разному. В том числе и так, как в "законе о поправке". В главах 1, 2 и 9 Конституции нет положений, которые могли бы опровергнуть возможность реализации предлагаемых поправок. Базовые конституционные характеристики государства от этого пострадать не должны. В Конституции это гарантировано развитым парламентаризмом, реальной многопартийностью, наличием политической конкуренции, эффективной моделью разделения властей.

Поскольку изменения в Конституции РФ должны быть поддержаны голосованием россиян, возможность занимать должность Президента больше двух сроков подряд возникнет только при поддержке народа. Это придает решению дополнительную конституционную легитимность. И в любом случае глава государства при избрании на новый срок должен будет получить поддержку граждан на конкурентных выборах.

В поправках в единую систему публичной власти введены органы местного самоуправления. По мнению КС это никак не отрицает их самостоятельности, не означает их прямого формирования органами государственной власти, а способствует конструктивному взаимодействию для наиболее эффективного решения общих задач во благо проживающих на соответствующей территории граждан. КС подчеркнул, что общероссийское голосование усиливает конституционную законность вносимых поправок и отвечает принципу народовластия. А это одна из важнейших основ конституционного строя, и она является конституционно оправданным. Для тех, кто говорил о референдуме, КС подчеркнул - речь идет о внесении поправок, а не о принятии нового Основного закона страны.

Источник https://rg.ru/2020/03/16/reg-szfo/ks-priznal-sootvetstvuiushchimi-osnovnomu-zakonu-polozheniia-zakona-o-popravkah.html