Школа в условиях поликультурного региона

20 декабря, в преддверии Нового года, на базе СОШ №9 состоялась VIII муниципальная научно-практическая конференция с республиканским участием «Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона».

В школе №9 обсудить основные вопросы развития образования и их решение собрались представители всех ступеней образования: от детских садов до высшей школы.

Почетными гостями конференции стали: доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник – заведующий отделом этнографии и этнологии «Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ» Людмила Ивановна Никонова; заведующий лабораторией проектной деятельности ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» Юрий Георгиевич Чиндяйкин; директор МКУ «Информационно-методический центр» администрации Рузаевского муниципального района Лиана Исмаиловна Шикина; директор МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Анна Ивановна Тишкина.

В фойе гостей встречала традиционная выставка декоративно-прикладного искусства от педагогов и воспитанников Центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР», центра эстетического воспитания детей «Тяштеня».

Ежегодно центральными темами в рамках конференции становятся вопросы формирования полиэтнической культуры школьников, профессионального развития педагога в поликультурном пространстве, приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, формирования толерантной личности.

В этом году конференция была посвящена 75-летию Великой Победы.

С приветственной речью к участникам конференции обратился Юрий Георгиевич Чиндяйкин. Он отметил, что взаимоотношения людей, основанные на поликультурном взаимодействии, помогли нашему народу победить в этой страшной войне. Воспитание подрастающего поколения в полиэтническом пространстве является ключевым для развития нашей малой родины и страны в целом.

В рамках пленарного заседания с докладом «Формирование полиэтничности в Мордовии: к истории вопроса» выступила Людмила Ивановна Никонова. Она рассказала всем о том, насколько разнообразен национальный состав Республики Мордовия и как гармонично вплетаются различные народы в наш быт, культуру и традиции.

Ежегодно Людмила Ивановна, как Председатель Мордовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», отмечает Благодарственным письмом педагогов за особый вклад в этнокультурное развитие народов Республики Мордовия и укрепление единства российской нации. В этом году такое письмо получили учитель мокшанского языка Любовь Вячеславовна Белицкая и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №9» Ольга Анатольевна Базгалева.

Формат проведения конференции предполагал работу шести секций, которые представляли собой малые круглые столы. Здесь обсуждались актуальные вопросы поликультурного образования в разных предметных областях, был представлен опыт работы образовательных организаций, а также сформулированы тезисы резолюции по каждому направлению работы конференции.

Работа малого круглого стола в «Синем зале» была направлена на решение проблемы сохранения и передачи культурно-языкового наследия в поликультурном образовательном пространстве.

«Зеленый зал» собрал за одним столом историков и обществоведов не только Рузаевского муниципального района, но и г. Саранска, а также Кадошкинского района. Педагоги обсуждали актуальность духовно-нравственного воспитания в условиях современных вызовов образовательной среды.

«Желтый зал» - учителя начальных классов и работники дошкольных образовательных организаций решали вопросы формирования национальной культуры дошкольников и младших школьников в реалиях нового времени.

А педагоги за малым круглым столом «Красного зала» сформировали ключевые тезисы по проблеме «Роль национального искусства в формировании личности современного школьника».

Самым, пожалуй, необычным и практикоориентированным стал круглый стол «Белого зала», где педагоги не только обсудили возможности мастер-класса как одной из форм развития поликультурной личности, но и продемонстрировали их для всех желающих.

Научно-практическая конференция стала рычагом для большой совместной работы по достижению взаимопонимания в вопросах поликультурного образования и воспитания детей.

Фото взято с соцсетей