Я просто не имею права быть равнодушным

Что такое Общественная наблюдательная комиссия? Кто входит в ее состав? В чем особенность работы ее в Мордовии? На что жалуются осужденные? На эти и другие вопросы ответил председатель ОНК Мордовии Валерий Крутов.

Валерий Викторович, представлять Вас можно по-разному: Вы являетесь одновременно Директором Автономного Учреждения Республики Мордовия «Спортивный комплекс «Мордовия», председателем комиссии Общественной палаты РМ по правам человека, общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с общественными советами и ОНК, президентом Ассоциации киокусинкай Республики Мордовия, президентом Федерации тхэквондо Республики Мордовия, а кроме того председателем Общественной наблюдательной комиссии республики. Последняя из перечисленных Ваших должностей самая необычная, мало кто знает, чем Вы занимаетесь. Расскажите немного об этом.

- Комиссия, которую я возглавляю на протяжении почти трех лет, призвана контролировать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания, которыми являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания, находящиеся в ведении органов внутренних дел и органов пограничной службы; учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказание в виде лишения свободы; места отбывания административного задержания и административного ареста; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, находящиеся в ведении органов внутренних дел; учебно-воспитательные заведения закрытого типа для несовершеннолетних; гауптвахты и дисциплинарные воинские части, а также специальные учреждения для временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, постановленных судом на высылку и реадмиссию.

Кто еще входит в состав комиссии?

Василий Гуслянников - председатель Правления Общественной организации «Мордовский республиканский правозащитный центр» (заместитель председателя), Галина Шикина - главный специалист отдела по развитию дистанционных образовательных технологий Саранского филиала Частного образовательного учреждения высшего образования «Современная гуманитарная академия» (заместитель председателя), Михаил Куликов - настоятель храма преп. Серафима Саровского, Владимир Меньшойкин - настоятель Михайло-Архангельской церкви, Руслан Мухаев - член Совета Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман РМ», Андрей Назаров - помощник настоятеля храма преп. Серафима Саровского, Вадим Самылин - директор Саранского филиала Некоммерческого фонда «Здоровая Страна», Павел Фоминов - член Общественной палаты Республики Мордовия, Дмитрий Тюркин - представитель еженедельника "Столица С", Резяпкина Людмила - главный редактор автономной некоммерческой организации ИАР «Рузаевские новости», Александр Пыков - представитель ОО "Юристы России".

В Мордовии находится большое количество исправительных учреждений. Валерий Викторович, расскажите о взаимодействии с УФСИН России по Республике Мордовия.

- Управление исполнения наказаний по Мордовии - уникально. Здесь на небольшом участке находятся колонии разного вида режима: практически всех видов режима. Наказание отбывают граждане десятков стран мира, различного вероисповедания, а потому и вопросы, зачастую, возникают самые неожиданные. Но мы, совместными усилиями, все их успешно решаем. С руководством пенитенциарного ведомства республики, с сотрудниками учреждений налажено конструктивное сотрудничество. Мы не только осуществляем плановые и внеплановые посещения колоний и следственных изоляторов, но и являемся участниками многих мероприятий, проводимых в исправительных учреждениях. Например, Дней встречи руководства УФСИН России по Республике Мордовия с осужденными, где в течение рабочего дня производится обход территории, проводится прием осужденных по личным вопросам, даются консультации по интересующим вопросам. Помимо членов ОНК для участия приглашаются сотрудники прокуратуры, представители Общественного совета, религиозных конфессий. Благодаря проведению таких встреч снимаются многие вопросы. Любой осужденный может пообщаться не только с руководством уголовно-исполнительной системы региона, но и представителями общественности. Кроме этого члены ОНК принимают участие в работе комиссий учреждений, на которых рассматриваются вопросы условно-досрочного освобождения, изменений вида режима, условий содержания, иных вопросов, связанных с исполнением уголовных наказаний, проводят проверки по поступившим в наш адрес обращениям.

С какими проблемами Вам, как председателю ОНК, приходится сталкиваться чаще всего при посещении колоний?

- Самая большая проблема - жалобы. Я объясню. К нам постоянно обращаются осужденные, их родственники, представители правозащитных организаций, средств массовой информации с различными претензиями в адрес администрации учреждений. По каждому обращению, поступающему на рассмотрение в ОНК, осуществляется выезд в учреждение. Так вот главная проблема заключается в том, что львиная доля жалоб не подтверждается. Осужденные или их близкие зачастую пытаются использовать комиссию в своих, зачастую корыстных, целях: кто-то пытается облегчить режим содержания, кто-то перевестись в другое учреждение. Таких примеров множество. Один из последних, наделавших много шума в прессе - события в ИК-5, когда группа осужденных, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания, дважды совершила акты членовредительства. Информация о тяжести телесных повреждений различалась от статьи к статье, как и сведения о числе участников. Кроме того, причиной инцидента указывались притеснения на почве национальности и религиозных убеждений. Мы, как и всегда в таких случаях, провели проверку, и что же выяснилось? Национальный состав нанесших себе не угрожающие здоровью и жизни поверхностные травмы заключённых был разнообразным. В первой акции поучаствовало десять осужденных, среди которых было только трое чеченцев, во второй — ещё пятеро: два русских, два татарина и один чеченец. Как можно догадаться, далеко не все из них были мусульманами. После опроса остальных мусульман, которых в колонии в общей сложности порядка 200 человек (40 из них — чеченцы), мы выяснили, что предвзятого отношения на фоне национальной и религиозной вражды к ним не было. Кроме того, жалобы из этой колонии ранее поступали гораздо реже, чем из других исправительных заведений региона, и оснований подозревать сотрудников в "беспределе" никогда не было. Все участники акций являлись на протяжении многих лет злостными нарушителями установленного режима отбывания наказания и преследовали свои, корыстные цели. И в этот раз они пытались привлечь к себе внимание общественности, СМИ и добиться отправки в больницу, а, возможно, и смягчения наказания. Так что заявления "пострадавших" о неподобающем поведении сотрудников и дискриминации заключённых по религиозному и национальному признаку — всего лишь игра на эмоциях родных и общественности.

В результате представители различных надзирающих ведомств, правозащитники вынуждены были заниматься изучением сложившейся ситуации, выезжать неоднократно в колонию, опрашивать людей, а на выходе - ничего. И получается, вместо того, чтобы заниматься реальными проблемами, которые, конечно, есть и в службе исполнения наказаний, мы тратим свое время, силы да и нервы на подобные провокации.

Отдельно хочу поблагодарить за понимание и конструктивное сотрудничество моих коллег из Чеченской Республики - представителей ОНК республики - и в частности Руслана Ахмаева. Он проявил к случившемуся самое пристальное внимание, мы встречались, обсуждали ситуацию и пришли к совершенно однозначно выводу о причинах и обстоятельствах произошедшего.

Как часто Вы лично и другие представители ОНК Мордовии посещают исправительные учреждения республики?

- За прошлый год члены ОНК посетили исправительные учреждения и следственные изоляторы 108 раз, за полгода текущего - 49 раз. Не буду даже комментировать, Вы понимаете, что это достаточно приличная цифра. Мы хорошо информированы о положении дел в местах лишения свободы в республике.

Валерий Викторович, Общественная наблюдательная комиссия - это дополнительная общественная нагрузка, добавляющая, на мой взгляд, массу проблем. Зачем Вам это нужно?

- Я считаю, что как гражданин и патриот я просто не имею права оставаться в стороне от существующих проблем. Если я что-то могу сделать для людей, для республики, где я живу, я просто не имею права быть равнодушным.