Найти преступника по отпечатку…

Сегодня исполняется ровно 100 лет экспертно-криминалистической службе в структуре МВД России. 1 марта 1919 года в Москве начал свою работу Кабинет судебной экспертизы при Центророзыске Наркомата внутренних дел РСФСР. Он стал первым экспертным подразделением в органах внутренних дел России.

В экспертно-криминалистическом под-разделении Рузаевского отдела МВД служат пять сотрудников. Начальник отделения - Олег Босамыкин, старший эксперт - Алексей Саушин, а также эксперты - Олег Соломанин, Евгений Чевин и самая молодая сотрудница, недавно пришедшая в отдел, - Александра Кукаева (ей 24 года). Каждый из них имеет высшее образование. К примеру, Олег Босамыкин окончил специализированный вуз – Волгоградскую академию МВД. Он из семьи потомственных офицеров, родом из Зубовой Поляны. Уже шесть лет живет и трудится в Рузаевке. Именно он и рассказал нам о специфике своей службы.

- Эксперт-криминалист всегда один из участников следственно-оперативной группы. В нее также входят следователь, оперуполномоченный и участковый. В таком составе мы выезжаем на место происшествия, - поясняет Олег Игоревич. - Там, как правило, уже находятся наружные службы – сотрудники ППС или охраны. Именно они и сохраняют обстановку на месте преступления. К примеру, это была кража из магазина. Первым делом на место происшествия заходит эксперт. Криминалист проводит первоначальный осмотр. Наблюдает и фиксирует. Например, где находится кассовый аппарат, где возможное место проникновения. В нашем подразделении есть специализированные криминалистические чемоданы, в них имеются различные средства для изъятия и фиксации следов преступника на месте происшествия. Специализированными дактилоскопическими порошками обрабатываются поверхности, на которых преступник, может быть, оставил свои следы. Мы размышляем, где он мог проникнуть в здание, за что хватался? Мог ли, например, порезаться и оставить биологические отпечатки. Следы от обуви на подоконнике, на земле также изымаются посредством гипсового раствора. По ним можно идентифицировать конкретную подошву. Все фиксируется на фотоаппарат, записывается в протоколе осмотра места происшествия. Потом все изъятые материалы проверяются по специализированным базам учета. И если данные совпадают, то это стопроцентное попадание. Кроме дактилоскопии и следов обуви, есть и другие направления судебной экспертизы. Фиксируются следы орудия взлома. Также злоумышленник на месте преступления всегда оставляет микроволокна от одежды или биологические объекты – кровь, волосы, слюну, частицы кожи. По ним определяется геном человека. Такие сложные анализы проводятся в ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) в Саранске.

В экспертно-криминалистическом по-дразделении Рузаевского отдела проводятся традиционные виды судебных экспертиз. Это дактилоскопическая, трасологическая, баллистическая, почерковедческая, портретная, технико-криминалистическая экспертиза документов, а также судебная экспертиза холодного и метательного оружия. Благодаря специфическим знаниям и методам сотрудники экспертно-криминалистической службы раскрывают различные преступления.

- Не так давно в Рузаевке злоумышленники проникли в магазин по бульвару Горшкова. Разбили пластиковое окно и похитили кассовый аппарат с деньгами. На место выехала следственно-оперативная группа. Криминалисты обработали наружную поверхность рамы. Был изъят небольшой фрагмент следа участка ладони руки, - рассказывает Олег Босамыкин. - Провели первоначальное исследование. По данным республиканской базы СОДИС, было установлено совпадение с одним человеком, неоднократно судимым, проживающим в Саранске. Он был задержан и дал признательные показания. Другой случай произошел прошедшим летом. Был убит лось, но подозреваемый не сознавался в совершении преступления. Мы провели осмотр места происшествия, установили участок, откуда производился выстрел. И там обнаружили гильзу от карабина. На них всегда остаются следы от конкретного вида оружия, присущего только ему. Оружие было изъято, произведен контрольный выстрел и установлено, что именно из него было убито животное. Таких случаев достаточно много.

В прошлом году была серия грабежей в Саранске и в Рузаевке. Нападению подвергались пожилые женщины. В нашу дежурную часть поступило сообщение, что некий мужчина совершил грабеж. Он вырвал сумку у пенсионерки в подъезде и скрылся. Оперативно-следственная группа незамедлительно выехала на место происшествия. Во время осмотра, на входной двери в подъезде, были обнаружены отпечатки. Мы их изъяли, проверили и установили конкретного человека, который недавно освободился из мест лишения свободы. Так было раскрыто преступление по горячим следам.

Еще одно преступление - мошенник продал чужую машину за 600 тысяч рублей и составил договор купли-продажи. Деньги благополучно потратил. А настоящий хозяин написал заявление в полицию, в котором указывал на подозреваемого. Но тот ни в чем не сознавался. Говорил, что ничего не подписывал. Мы взяли образец почерка, провели исследование и доказали, что мошенник именно он. Ему пришлось сознаться.

Была серия краж скота из крестьянско-фермерских хозяйств Рузаевки и Ковылкина. В ходе осмотра мест преступлений были изъяты окурки сигарет одной марки. Благодаря биологическому исследованию выявили генотип преступника. По образцам ДНК подозреваемых наши эксперты установили, что они принадлежат конкретному человеку. Вор дал признательные показания.

За ответственную работу сотрудники ЭКО неоднократно поощрялись различными наградами от Министра внутренних дел Мордовии, Благодарностями от начальника Рузаевского райотдела. К примеру, Олег Босамыкин в 2017 году был награжден Почетной грамотой отраслевого министерства России. В этом же году он получил знак «Лучший эксперт».

- Моя профессия мне очень нравится. Преступника можно поймать с поличным, установить при опросе свидетелей и очевидцев. А можно по мелочам – отпечаткам, пулям, гильзам. Это интересно, - отметил Олег Босамыкин.