Афганское братство – это навсегда

15 февраля – государственный праздник России и всех бывших союзных республик. Он знаменателен тем, что 30 лет назад в этот день были выведены последние части ограниченного контингента советских войск из Афганистана. С одной стороны, этот праздник символизирует честь и мужество советских солдат, верность и бескорыстную помощь дружественному народу, а с другой – гибель 15 тысяч молодых ребят, боль и слезы матерей и осиротевших детей. Но почему–то именно там, где война и смерть, где каждый рискует жизнью ради товарища, обретается такая дружба, которую не в силах разрушить ни время, ни расстояние. Сергей Максимович Захаров – уроженец села Новая Муравьевка, как никто другой знает цену армейской дружбе и даже по истечении более чем трех десятилетий, для него она остается символом настоящего братства.

Война в Афганистане шла уже пятый год, когда Сергею Захарову пришла повестка отправляться на срочную службу. На тот момент он прекрасно осознавал, что может оказаться там, где придется воевать по-настоящему. Тем более, что в их селе уже был случай, когда из Афганистана привезли цинковый гроб с телом погибшего Михаила Левачева. В последний путь его провожали не только все односельчане, но и жители других районов. Тем не менее, это не испугало молодого парня, и он с чувством долга отправился служить в армию. Срочную службу Сергею Захарову пришлось проходить в Армении. В танковом полку, куда его зачислили, он освоил специальность водителя армейского грузовика «Урал». После трехмесячной подготовки молодого солдата отправили выполнять интернациональный долг, и 1 августа 1984 года самолет с новобранцами на борту, среди которых находился и наш земляк, приземлился в Шинданте. На него практически сразу же нашелся «покупатель», и 19-летнего парня посадили вместе с опытным стрелком в броневую разведывательную дозорную машину (БДРМ-2), чтобы он присмотрелся, поучился и в скором времени заменил уходящего на дембель солдата. Нужно сказать, что за два года службы в Афганистане Захаров осуществил 500-километровый марш.

За это время молодому парню многое пришлось пережить – засады, ловушки, стычки с «духами», гибель товарищей. Среди однополчан у него было прозвище Мокша-Захар, и он единственный, несмотря на нелегкую службу и стрессовые ситуации, в роте не курил. Когда он впервые попал под обстрел, то сначала даже не понял, что произошло. Это случилось на Черной Горке (местность в Кандагаре). Был момент, когда он едва успел закрыть «ресницы» своей БДРМ, как в лобовое стекло посыпались осколки гранаты. Сергей Максимович - верующий человек, поэтому не сомневается, что от ранения и гибели, пока он был на войне, его Бог уберег. На нем был крестик, который ему на шею повесила мама, благословляя перед отправкой в армию. И этот крестик, занимаясь на турнике, он однажды потерял в Армении. Когда Сергей уже был в Шинданте, сослуживцы нашли его маленькую святыню и переслали ему с письмом. С тех пор боец с ней не расставался. Довелось Захарову побывать и в Герате, на месте гибели односельчанина М.Е. Левачева. Именно здесь он был расстрелян из гранатомета душманами.

По долгу службы Сергею Максимовичу неоднократно приходилось участвовать в засадах. Однажды вместе с другими солдатами разведроты они взяли в плен 24 душманов. Те на тот момент были безоружны, но направлялись именно за боевым арсеналом и другим товаром. Как об этом узнали наши разведчики? До того как их окружили, душманы успели разорвать записку, где было об этом сказано, порвать ее на мелкие клочки и закопать в песок. Наши ребята нашли эти клочки и склеили. В разведроте был переводчик-туркмен - он-то и смог прочитать письмо. Пленных связали и отвели в один из дальних кишлаков (провинция Баква), местное население которого лояльно относилось к советским солдатам. Однажды наших ребят даже пригласили на концерт, который они с удовольствием посмотрели, а после отправились в засаду.

За два года, проведенные в Афганистане, Сергей Максимович не просто сдружился с однополчанами, а почти сроднился, и на тот момент они стали его главной семьей. Поэтому демобилизации он ждал с радостью и грустью одновременно. Солдаты, демобилизовавшиеся до него, через два-три месяца после отправки на Родину начинали «заваливать» сослуживцев письмами.

Домой Сергей Захаров вернулся без предупреждения, и его возвращение отмечало полсела. Довольно долго и тяжело привыкал к мирной жизни и сильно тосковал по друзьям и тем местам. Не верил, что все уже позади и что больше не увидит многих из своих «братишек». Выручали письма, которые он получал от однополчан в ответ на свои послания. Постепенно жизнь Сергея Максимовича вошла в обычное русло - он устроился на работу, женился. Вместе с супругой они воспитали замечательного сына. Но и сейчас, по прошествии тридцати с лишним лет, он также поддерживает связь с бывшими однополчанами, из которых многих, к сожалению, уже нет в живых. Периодически они встречаются и вспоминают годы, проведенные в Афганистане, когда они не думали о том, что будет завтра, а с честью выполняли свой долг и всегда были готовы подставить плечо товарищу.