Игорь Чадов: «В Мордовии создается комплексная система по обращению с коммунальными отходами!»

За изменением цифр в платежках за коммуналку жителям Мордовии не успеть. Все только привыкли к суммам, которые с мая начислялись в строке «обращение с коммунальными отходами», как критерии этого платежа уже успели измениться. С чем связано изменение платы за эту услугу, а также о том, как скоро в регионе появится комплексная система обращения с отходами в интервью «ИМ» рассказал Заместитель Председателя Правительства РМ - министр ЖКХ, энергетики и гражданской защиты населения Мордовии Игорь Анатольевич Чадов.

- Игорь Анатольевич, здравствуйте. На протяжении нескольких месяцев жителей Мордовии пугали платежки, которые заметно «растолстели» за счет увеличившейся в разы платы за обращение с отходами. Как сегодня формируется тариф за обращение с ТКО?

- На территории Мордовии региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начал свою деятельность в полном объеме с 1 мая 2018 года. Соответственно, с этой даты действует порядок по оплате за оказанную услугу. Изначально плата взималась исходя из площади жилых помещений в многоквартирных домах, и с учетом количества проживающих человек в частном секторе республики. Изменение данного порядка произошло ввиду протеста Прокуратуры Республики Мордовия. Позиция надзорного органа заключается в том, что некорректно применять различные порядки оплаты в многоквартирных домах и индивидуальном жилом секторе. Второй фактор, который повлиял на пересмотр данного вопроса – многочисленные обращения граждан. Люди задавали справедливые вопросы, не понимая логику приведенной градации тарифов, учитывая, что определенный объем отходов создает человек, а не занимаемая им площадь. С августа механизм формирования был изменен. Теперь плата за обращение с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из количества проживающих в жилом помещении. Однако при таком порядке оплаты региональный оператор столкнулся с проблемой формирования объективных баз данных о количестве проживающих в жилых помещениях людей. Необходимо определенное время, чтобы наработать и создать базу данных, отражающую объективную информацию о потребителях услуги по обращению с отходами во всех населенных пунктах республики. Тариф, в соответствии с которым в Мордовии взимается плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, можно назвать одним из самых низких среди регионов, где также приступил к работе региональный оператор. Так, за обращение с отходами в многоквартирных домах Мордовии жители платят 84 рубля 90 копеек. За аналогичную услугу в индивидуальных домах по республике – 92 рубля, в Саранске 104 рубля 50 копеек. Для сравнения: плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в Астраханской области – 99 руб., в Курской области – 131 руб., в Липецкой области – 119 руб., в Ставропольском крае – 118 руб. Все деньги, которые платят жители Мордовии за вывоз мусора, пойдут, в том числе на создание комплексной системы обращения с коммунальными отходами. В ближайшие 2-3 года будет построен совершенно новый полигон, мусороперегрузочные станции в районах республики, планируется создание эффективной мусоросортировочной и мусороперерабатывающей инфраструктуры. Полигон станет единым для всей республики и будет отвечать всем самым современным требованиям, в том числе с применением технологии по сбору и переработке свалочного газа, образуемого при разложении мусора.

- Говорят, что в сельской местности регионального оператора по обращению с коммунальными отходами встретили неоднозначно. Договоры заключаются не так активно, как хотелось бы коммунальщикам. Работать в деревнях и селах попросту нерентабельно. Уйдет ли регоператор из районов или не получится ли так, что за мусор сельчан придется платить горожанам?

- Могу сказать, что определенные проблемы у регионального оператора действительно есть. Они связаны с так называемым переходным периодом. Не бывает так, что за столь короткое время новая система начинает работать как часы, без сучка и без задоринки. Проблемы связаны с восприятием сельских жителей прихода регионального оператора в их местность. Это не удивительно, ведь в Мордовии в отдельных селах и деревнях, в принципе, до прихода регионального оператора не оказывалась услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Поэтому, не все сельчане понимают насущность, важность решения этой проблемы и не торопятся заключать договоры с регоператором. Они готовы и дальше по старинке вывозить мусор до ближайших бункеров, которые установлены при въезде в крупные населенные пункты Мордовии. Особенно ярко это видно на исходе выходных дней. Также не секрет, что в деревнях какая-то часть населения закапывала мусор в компостные ямы и продолжает это делать. А кто-то выбрасывает все бытовые отходы в ближайшие овраги или сжигает мусор, что запрещено законодательством и противоречит простым человеческим нормам. Такое поведение способствует загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферы, представляя реальную угрозу жизни и здоровью человека. Конечно, у нас есть группы людей, которые регулярно организуют всевозможные субботники по очистке мест так называемого «ничейного» мусора. Но их усилия не помогают решить проблему в глобальном масштабе. Да и неправильно это, что кто-то мусорит, а другие люди должны приходить и за ними убирать. Думаю, что именно с учетом вышесказанного, сегодня существует проблема низкой собираемости платежей за оказываемые услуги по обращению с отходами. На селе должна активнее проводиться информационно-разъяснительная работа. Организовывать ее могут главы администраций при участии активистов, которых всегда можно найти среди местных жителей. Правительство Мордовии и наше министерство, в частности, также прикладывает необходимые усилия - разрабатываются специальные памятки для информационно-разъяснительной работы с гражданами о необходимости работы в республике регионального оператора по обращению с ТКО. Уверен, что вместе нам удастся изменить отношение людей к созданию современной комплексной системы по обращению с отходами в лучшую сторону.

- Когда откроется новая линия очистных и будет окончательно решен вопрос с неприятным запахом, который часто окутывает город?

- Проект по строительству новой линии очистных сооружений, который реализуется в рамках программы по модернизации сферы ЖКХ в Российской Федерации подходит к своему логическому завершению. Производительность линии - 65 тысяч кубических метров в сутки. Для сравнения: мощность действующих очистных сооружений 160 тыс. куб. метров в сутки. С прибавкой мощностей появится возможность вывести из эксплуатации одну из трех старых линий и произвести ее реконструкцию. Иными словами, работа по модернизации линии очистных продолжится. На новых очистных сооружениях применены самые современные методы очистки поступающих стоков, в том числе их обработка ультрафиолетом. Полноценный пуск новой линии планируется на начало декабря. Сейчас завершается пуско-наладка оборудования. Стоимость объекта порядка 1,5 млрд. рублей. Неприятный запах связан с технологией старых очистных сооружений. Она предусматривает размещение иловых остатков, которые при попадании природных образований и их высыхании образуют неприятный запах. Эксплуатирующая организация «Саранскгорводоканал» производит обработку очистных сооружений специальными реагентами, которые очищают и ионизируют воздух. Эта процедура направлена на предотвращение неприятного запаха, на который жалуются жители города.

- В своих выступлениях Глава РМ В.Д. Волков неоднократно отмечал необходимость скорейшего решения вопросов по созданию прозрачной и эффективной системы расчетов с ресурсоснабжающими организациями. На каком этапе работа по переходу на прямые договоры собственников МКД с ресурсниками?

- Переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями был предусмотрен внесенными в начале этого года изменениями в жилищное законодательство РФ. Переход может быть осуществлен в двух случаях. Во-первых, при желании жильцов многоквартирного дома. Для этого должно быть созвано общее собрание собственников и принято соответствующее решение. Во-вторых, ресурсоснабжающая организация может принять такое решение и без учета мнения жильцов МКД в случае, если у управляющей компании возникла перед ней задолженность в размере 2 и более расчетных периодов. Сегодня на территории республики коммунальные ресурсы предоставляют 58 ресурсоснабжающих организаций. Сейчас в их состав вошёл ещё и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. 55 из них уже находятся на прямых договорах с населением. По всем остальным организациям работа ведется. Правительство РМ придерживается той позиции, что все ресурсоснабжающие организации должны находиться на прямых договорах, чтобы обеспечить прозрачность всех расчетов. Это исключает возможность недобросовестных действий со стороны управляющих компаний, а также повышает степень ответственности самих ресурсоснабжающих организаций.

- Глава РМ в Послании Госсобранию РМ 2018 г. четко сказал о том, что «люди не должны зависеть от банкротства управляющих компаний, а все уплаченные ими денежные средства за ЖКУ должны расходоваться исключительно по целевому направлению». Тем не менее, ГУК «Юго-Западная», которая обслуживала более 300 МКД в Саранске обанкротилась, счета компании арестованы. Деньги граждан, которые вовремя заплатили за коммуналку, повисли в воздухе, и теперь собственники квартир получают счета с задолженностью за предыдущий период. Как разрешить эту ситуацию?

- Ситуация с выставлением повторных долговых квитанций людям в том случае, если они уже оплачивали эти услуги старой управляющей компании, ненормальна и должна находиться в правовом поле. При смене управляющей компании, если старая уходит, а ей на смену приходит новая, старая управляющая компания обязана вернуть собранные с жильцов, но не использованные деньги в полном объеме. Речь идет о статьях «текущий ремонт», «содержание жилого фонда» и т.д. в адрес новой управляющей компании или созданного ТСЖ. Все это регулируется гражданским законодательством. Также по этому поводу сформирована судебная практика, которая говорит, что при отказе старой управляющей компании вернуть неизрасходованные средства новая управляющая компания или ТСЖ должны обратиться в суд с иском о взыскании этих денежных средств. Для этого собственники на общем собрании должны принять ряд решений: расторгнуть договор со старой УК; взыскать с УК неизрасходованные денежные средства; выбрать новую УК, а также наделить новую УК полномочиями, которые бы позволяли взыскивать со старой УК неизрасходованные деньги. Я рекомендую по этому вопросу обращаться в Управление Жилищной инспекции при Министерстве ЖКХ, энергетики и гражданской защиты населения РМ по тел. 8 (834-2) 39-16-63. Специалисты проведут разъяснительную работу и окажут всяческую поддержку в разрешении сложившейся ситуации.

Автор: Ирина Злобина Фото: Ольга Киреева