«Технарь от Бога»

Дети военных лет – удивительные люди. Сила духа, любовь к жизни и высокая профессиональная подготовка отличают их от последующих поколений. Они стойко переносили невзгоды, самоотверженно трудились на предприятиях, в школах, больницах и уверенно шли к намеченной цели. Именно к таким уникальным людям старшего поколения можно смело отнести нашего земляка - Евгения Романовича Купцова. Он и сейчас, в свои 76 лет, полон сил и любви к жизни. Более того, продолжает трудиться по выбранной в молодости специальности.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Евгений родился в год начала Великой Отечественной войны в городе Сурск Пензенской области. В тринадцать лет потерял мать. Родной отец ушел из семьи почти сразу после рождения мальчика. Воспитал его и дал образование отчим – Степан Игнатьевич Коряев. С матерью Евгения фронтовик познакомился уже после окончания войны. Они поженились. С разницей в три года у Анастасии Васильевны появились еще два сына – Володя и Юра. Но не суждено было ей прожить долгую жизнь и самой воспитать детей. - Я помню, как после смерти матери за мной приезжал родной отец, но я с ним не поехал, - рассказывает Евгений Романович. – Он был для меня чужим человеком. Тем более, предлагал жить не в его семье, а с какими-то дальними родственниками. А мой отчим научил меня всему и относился как к родному сыну. Через некоторое время в семье Коряевых появилась мачеха – Ирина Андреевна Цыганова, она заменила мальчикам родную маму. С большой теплотой Евгений Романович вспоминает о своих приемных родителях. Отец старался многому научить своих сыновей. Сам он был мастером на все руки – печником, плотником, сапожником. А старший сын во всем ему помогал. Послевоенное время было тяжелым и голодным. Евгений Романович до сих пор помнит, как сидел за обеденным столом и ждал, когда родители поедят и уйдут, чтобы доесть за ними. Те понимали, что мальчишка растет и ему постоянно хочется кушать, и специально оставляли ему еду. В детские годы Женя пристрастился к рыбалке. Вместе с младшими братьями он часто промышлял на Суре. Пойманную рыбу дети выменивали на продукты – картошку, хлеб и несли в семью.

СПОРТ И ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

В 1959 году Евгений Купцов окончил десять классов и по совету родителей, а также по рекомендации военкомата поступил в Пензенское фармацевтическое училище. По окончании учебного заведения его сразу призвали в армию. Крепкий смышленый парень служил в Баку, в войсках ВДВ, в спортивной роте. Плюс ко всему заведовал военной аптекой. Новобранцу приходилось повсюду носить с собой полевую аптечку, которая весила 35 кг, и даже прыгать с ней с парашютом. После демобилизации Евгений некоторое время поработал в аптеке. А потом переехал в Рузаевку, где недолго был методистом по спорту. Стоит отметить, что к спорту у Купцова отношение особенное. Он занимался им со школьной скамьи, хорошо бегал, имел первый разряд по лыжам, волейболу, легкой атлетике. Евгений Романович также кандидат в мастера спорта по городкам. Этим видом спорта он занимается до сих пор и является членом сборной команды Мордовии. В рузаевском Ледовом дворце есть зимний городошный корт, единственный в республике. Именно здесь и тренируется республиканская команда. В годы своей молодости Евгений Романович был капитаном рузаевской команды по волейболу. На одном из волейбольных матчей он познакомился со своей будущей женой Людмилой. Молодая красавица пришла поболеть за своих однокурсников и обратила внимание на подтянутого веселого парня. Ему тоже приглянулась симпатичная девчонка. На какое-то мгновение их взгляды встретились, и оба зарделись румянцем. Молодые люди встречались нескольких месяцев, затем поженились и решили переехать в Саранск.

ВЫСОКОКЛАССНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Сначала Купцовы трудились на кабельном заводе. Затем - на ламповом. Но в этот период у Людмилы развился аллергический насморк. Врачи порекомендовали ей сухой климат. В это же время в Киргизии строился ламповый завод. Супруги посоветовались и решили отправиться туда. Она устроилась в лабораторию, а он – мастером-механиком сборочного цеха. Здесь же Евгений окончил электромеханический техникум. А потом родилась дочка Ириша. Но теперь уже малышке не подходил климат Киргизии. И Купцовым пришлось вернуться в Мордовию. Здесь же без отрыва от производства Евгений Романович окончил Рузаевский институт машиностроения. Следует отметить, что молодой муж и отец очень любил свою профессию. В Рузаевке он работал на разных предприятиях и на каждом проявил себя высококлассным специалистом. Вскоре о классном технаре знал весь город стальных магистралей. Купцова стали приглашать на самые проблемные участки крупных производств, где он с блеском справлялся с поставленной задачей! Сначала Евгений Романович работал мастером на электровакуумном заводе, потом инженером-энергетиком в совхозе «Красное сельцо». Оттуда его пригласили управляющим горгаза, где он трудился два с половиной года. Затем недолго возглавлял Рузаевский кирпичный завод. А потом был завод «ЛАЛ». Здесь он прошел путь от начальника участка котельных до главного инженера. Большая заводская котельная по-настоящему стала его детищем, которую он построил с нуля. - Мне поручили готовить обслуживающий персонал, провести монтаж, наладку, пуск и начать эксплуатацию котельной. До этого на предприятии были еще три временных котельных, которые мы также налаживали и эксплуатировали, одновременно строя основную, - вспоминает Е.Р. Купцов. – На пуск второй очереди (первую уже запустили) приехала высокая комиссия из Москвы. И если эта котельная не была бы принята, то весь пусковой комплекс ЗСК ЛАЛа не заработал бы. Помню, наступил самый ответственный момент - оператор нажимает пусковые кнопки, а котел не функционирует! Я подлетаю к нему, весь на нервах. Тогда было очень много работы и весь путь газа нельзя было проследить. Но случайно обратил внимание, что не убрали последнюю заглушку перед электрозадвижкой. Я быстренько увел комиссию в сторону и шепнул операторам: «Снимайте!» Они ее сняли и все заработало. Все прошло успешно, и комплекс подписали.

8 ЛЕТ ОТДАНО ХИММАШУ

Примерно в это же время тяжело заболевает супруга Евгения Романовича, у нее обнаружили онкологию. Ему очень хотелось вылечить жену, а для этого требовались немалые деньги. Тогда Купцов берется за любую работу по своей специальности, за которую обещают хорошо заплатить. Даже уезжал на заработки в Сургут, где тоже строил котельные в три раза крупнее чем на заводе ЛАЛ – 100 гигакалорий в час давал один котел. Почти восемь лет своей трудовой деятельности отдал Купцов Рузаевскому заводу химического машиностроения. Позвал его туда коллега - Н.Ф. Шадчнев, бывший главный инженер Химмаша, а до этого ЛАЛа. Им пришлось много работать вместе. В то время Н.В. Бурмистров устанавливал на своем предприятии пресс для штамповки днищ. А к этому станку нужна была печь для разогрева металла. До этого донышки для цистерн привозили из Пензы и Дзержинска. - Меня пригласили заниматься печью. Серьезнейшая вещь, я тогда проштудировал массу научной литературы про эти агрегаты. Мы и горелки сами на Химмаше изготовили, и наладку провели. На глазах всего коллектива завода, скольких вместил корпус, произвели первую штамповку, - вспоминает Е.Р. Купцов. - Три тысячи донышек отштамповали при непосредственном моем участии. Работали мы тогда с семи утра до семи вечера. Моя должность звучала так – начальник кузнечно-прессового цеха №22 корпуса №100. Впоследствии в нем даже изготовили купола для Никольского храма. Хватало тогда и казусных, неприятных случаев. К примеру, рекуператор – устройство, которое устраняет остаточное тепло в котельной, изготавливается из нержавеющей стали. Так там нашлись такие «горе-изобретатели», которые сделали его из обычной стали, покрасили серебрянкой и привезли мне в цех. Говорю им: «Я ведь краску смою, а вы для чего так рискуете? Рекуператор сгорит через два-три месяца. Что тогда будет?» Подумали и унесли обратно. Поработал Евгений Романович и главным энергетиком санатория «Надежда». Котельные сначала запустили на электрокотлах, потом получили разрешение на газ. Поэтапно запустили отопление главного корпуса коттеджей. Участвовал в обустройстве канализации. Все оборудование произвели на Химмаше и монтировали сами. До ввода в эксплуатацию Купцов курировал всю энергетику санатория. Потом был переведен на кислородную станцию завода Химмаш.

ДИРЕКТОР КОТЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В совхозе «Маяк» Пензенской области все котельные также построил Е.Р. Купцов. Однажды на одной из них случилась авария, под угрозой оказались жизни 25 тысяч поросят. Они могли просто замерзнуть в холодную пору. - Я в это время был в Рузаевке, где тоже произошла авария в котельной. Но в совхозе могла погибнуть скотина, так что выбирать не приходилось! Мы втроем сели в машину и туда: мастер Петя Аврамов, наладчик Коля Куркин и я. Приезжаем, а там только пьяный оператор, - рассказывает Евгений Романович. - Я говорю своим: «Ребята, смотрите внимательнее!» А потом сам заметил, что крышечка (пробка) от питательного насоса валяется на полу. Я сразу показал на нее, Петя и Коля все поняли с полуслова и исправили неполадку. А еще Купцов работал директором котельного хозяйства отделения дороги. Под его управлением было 59 котельных по всему отделению. По его словам, это была захватывающая интересная и тяжелая работа. - В Рузаевке мои детища (котельные) сейчас работают в вагонном и локомотивном депо. Это старинные паровозные котлы. Когда я пришел, им тогда было уже без малого по 200 лет, - вспоминает Е.Р. Купцов. – А у меня была книжечка «Ремонт паровозов» и, опираясь на нее, я рискнул перевести их в водогрейный режим. Удивительно, но они до сих пор функционируют!

ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ

В.П. Цыганов, бывший начальник Центра физической культуры и спорта РМР, хорошо знал Купцова как профессионала с большой буквы в своей области. Именно он и пригласил Евгения Романовича в 2008 году на должность директора Ледового дворца. - Я тогда набрал себе команду операторов. И мы взялись достраивать объект. Запомнился эпизод пуска. Это была поздняя осень, мороз, а мы начали поднимать купол. За три дня до этого в мягком куполе, который лежал на стенах дворца, скопилось немалое количество воды со льдом, - говорит Купцов. - Компрессора запустили, догнали до определенного давления. Часть льда осыпалась, а огромная капля так и стояла в середине, и купол у нас не поднимался. И тут я вспомнил про своего ученика Николая Калявина, который тогда работал главным инженером «Водоканала». Он пригнал нам две специализированные машины со шлангами. Благодаря им мы убрали скопившуюся воду. И уже через час купол «выстрелил» как надо. Почти десять лет Купцов безаварийно эксплуатировал этот объект.

ОГОРОДНИК, РЫБАК И ГРИБНИК

В настоящее время Евгений Романович трудится энергетиком на полставки в магазине «Южный». Курирует котельную, которая отапливает огромное здание и подстанцию в 10 тысяч вольт. Его уникальный опыт работы и специфические знания высоко ценит директор «Южного» А.И. Бухаров. - В свое время здание бывшего универмага нам пришлось практически полностью восстанавливать. Тогда под руководством Е.Р. Купцова были проведены все инженерные коммуникации, - отметил Александр Иванович. – Он нам очень помог, просто технарь от Бога! В октябре этого года Евгений Романович отметит свой 77-й день рождения. Он до сих пор бодр духом и телом, возделывает огород в 30 соток в Озерках, рыбачит. - От палаевской остановки до моей фазенды больше трех километров. Я их прохожу пешком два раза в неделю туда и обратно. В этом году у меня в огороде выросли даже дыни и арбузы, много помидоров, перца, картошки на 25 сотках! А когда начинаются грибы, я бросаю все дела и иду в лес. Рыбалкой занимаюсь по мере возможности, - рассказывает наш герой. К сожалению, супруги Евгения Романовича не стало четырнадцать лет назад. Дочка Ирина подарила папе двоих внуков - Анжелу и Павлушу, а правнук Максимка в этом году пошел во второй класс.

Фото "Рузаевские новости"