«Музыка – вся моя жизнь»

 

В субботу, 9 июня, отметит свой день рождения известный рузаевский педагог и музыкант-хормейстер, заслуженный учитель Мордовской АССР Л.А. Шебалова. Недавно мы побывали у нее в гостях и услышали историю ее интересной жизни.

...Волшебные музыкальные мелодии сопровождали Людмилу с младенчества. Часто, засыпая в своей колыбельке, малышка слышала приглушенный звук игры на гитаре или оперную музыку по радио. Ее мама от природы была меломанкой и сама обладала незаурядным музыкальным слухом. Самоучкой, не зная ни одной ноты, она научилась играть на гитаре, а затем на трофейном немецком аккордеоне…

ДЕТСТВО

Люся Барабанова родилась в Рузаевке сразу после войны, в 1946 году. Первый год жизни провела у бабушки. А потом вместе с родителями переехала в Брест. Ее отец Александр Иванович Барабанов был боевым офицером, воевал на фронте, имел награды и ранения. После войны, в звании капитана, служил в войсках МГБ (Министерство госбезопасности). Со своей будущей женой, Раисой Яковлевной Коноваловой, познакомился на Рузаевском железнодорожном вокзале. Она работала билетным кассиром в воинской кассе. Одухотворенная интеллигентная внешность молоденькой девушки запала в душу фронтовика. Через несколько месяцев они поженились… В разрушенном послевоенном Бресте не было работы для молодой женщины. Раиса Яковлевна занималась домом и ребенком. А в свободное время музицировала. В их доме часто бывали гости - сослуживцы отца. Они слышали, что молодая жена капитана поет и играет на гитаре, и решили сделать ей подарок - трофейный немецкий аккордеон.

- Через некоторое время она освоила и этот сложный инструмент. Подбирала на слух старинные вальсы «Амурские волны», «Дунайские волны», а также романсы - вспоминает Людмила Александровна. - В то время не было телевизоров, да и вообще каких-либо развлечений. Отец подолгу бывал на работе. Но в доме было радио – большая черная тарелка! Мы с мамой вечерами садились у «аппарата» и слушали передачу, которая называлась «Театр у микрофона». Там передавали различные оперы, оперетты. Она почти наизусть знала «Сильву», «Марицу», «Баядеру» Кальмана. Мы слушали такие сложные оперы, как «Паяцы» Леонкавалло, а также наших русских композиторов. С самого раннего детства я пела, очень хорошо читала стихи. В три года с выражением декламировала «Однажды в студеную зимнюю пору…». Меня ставили на табуретку, и я выступала перед военными – друзьями отца и соседями.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РУЗАЕВКУ

Раиса Яковлевна мечтала, чтобы дочка играла на аккордеоне. Но девочка была очень худенькой, а инструмент довольно громоздким. В 1953 году семья Барабановых приехала в Рузаевку. В это же время в местной музыкальной школе закрыли класс аккордеона. Предлог был весомым - нельзя преклоняться перед Западом. Этот инструмент создали в Германии.

- Тогда меня отдали на домру, но мне этот инструмент совсем не понравился. И я отказалась играть на нем. Потом через несколько лет мама все-таки настояла, чтобы я училась музыке. Мне купили баян, и я поступила в музыкальную школу. Моим первым учителем стал А.Г. Данилов. Он привил мне любовь к этому довольно сложному, но замечательному русскому инструменту, - рассказывает Л.А. Шебалова. – Повезло с педагогом и в музыкальном училище им. Кирюкова. Я попала в класс заслуженного учителя Мордовской АССР А.П. Путушкина. Он очень тонко учил своих студентов слушать, понимать и любить серьезную музыку. Благодаря ему музыка стала всей моей жизнью.

СТУДЕНТКА КАЗАНСКОГО ВУЗА

По окончании музучилища Людмила Барабанова продолжила обучение на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического института. Профилирующими предметами были «Хоровое дирижирование», «Хор», «Сольное пение».

- Мне посчастливилось попасть в концертный хор, которым руководила декан факультета Л.Ф. Панькина. Коллектив много выступал с ведущими солистами Казанской филармонии. Навсегда остался в памяти 1968 год. В столице Татарии проходила декада Азербайджанской литературы и искусства. И наш хор пригласили выступить в совместных концертах с хоровой капеллой Азербайджана. Нашему восторгу не было предела: песню «Широка страна моя родна» запевал сам Муслим Магомаев! – с улыбкой вспоминает Шебалова.

В Казани Людмила снимала квартиру, которую оплачивала мама. А бабушка высылала ей часть пенсии на жизнь, так как стипендия была маленькая – всего двадцать рублей.

- Я была тогда очень худенькой (45 кг). Однажды меня пригласил декан и говорит: «Я смотрю, ты скоро упадешь от худобы. Здесь поблизости есть школа, где нужен учитель музыки. Директор просил меня найти бойкую студентку». Так я стала совмещать учебу в институте и работу в школе. Проработала там 2 года. Это помогло ближе понять профессию учителя, полюбить детей. На четвертом курсе студентка Людмила Барабанова вышла замуж за своего одноклассника Анатолия Шебалова.

ДИРЕКТОР МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

После окончания института, новоиспеченный учитель музыки, пения, дирижер-хормейстер приехала работать в Рузаевку. Как раз в это время в микрорайоне Химмаш открыли новую музыкальную школу. Алексей Гаврилович Данилов был ее первым директором. Он сразу пригласил Людмилу Александровну преподавателем в школу. С 1 августа 1970 года Л.А. Шебалова стала учителем.

- Четыре месяца я работала педагогом и вела класс аккордеона. Мечта моей мамы все-таки осуществилась! Но тут случилось так, что Алексей Гаврилович сильно заболел – прободная язва, его прооперировали. Работать на тот момент он не мог и мне предложили должность директора. С февраля 1971 года я возглавила музыкальную школу, - рассказывает Л.А. Шебалова. – Так получилось, что у меня около сорока лет директорского стажа. А общий педагогический стаж составляет почти 50 лет! Вся моя профессиональная жизнь прошла на Химмаше и была связана с музыкой.

ХОРМЕЙСТЕР

В это же время Людмиле Александровне предложили руководство академическим хором в ЦК им. Ухтомского. Тогда руководство Куйбышевской ж.д. очень поддерживало творческие коллективы клуба железнодорожников. Она согласилась. А в 1975 году в музыкальную школу пришел директор школы №9 Тимофей Климентьевич Артамонов.

- Он жил на одной улице с моей бабушкой. Пришел и говорит: «Мне нужен хор, берите нашу школу!» В то время это было одним из условий олимпиады школьников. Я говорю: «Не пойду, у меня уже есть хор в клубе им. Ухтомского» А он: «Если не согласитесь, в нашу школу дверь не откроете». Пришлось согласиться. Репетиции проходили после шестого урока второй смены, - рассказывает Людмила Александровна. – И вот поставили передо мной «армию» из шестидесяти человек. Также в хоре должны были участвовать парни-старшеклассники. И чувствую я, ничего у меня не получается. Нужно было, чтобы хор был хотя бы двухголосым. А школьники все вместе пели на шестьдесят голосов. Я измучилась. Не получались даже самые простые песни. Но все-таки нашла выход. Девочки пели нормально, а мальчишкам я велела только рот открывать. За выступление на олимпиаде нам тогда дали второе место! А после конкурса хор распустили.

В 1978 году школу №9 возглавила Александра Герасимовна Надькина. Она решила восстановить хор и тоже обратилась к Шебаловой. Людмила Александровна выбрала песню Юрия Чичкова «Солдатские звезды». И снова ничего не получилось. Она долго старалась и наконец решила поехать в Саранск к Виктору Александровичу Кузину – главному хормейстеру Республиканского театра. - Мы нашли машину и привезли его в Рузаевку. Он послушал хор и говорит: «А вот эти мальчики в галстуках зачем здесь стоят?» Мы отвечаем: «Таковы условия конкурса». «Вы понимаете, что они не могут петь в таком возрасте пионерские песни, у них по диапазону нет этих звуков!». Так в хоре остались только девочки. На школьной олимпиаде СОШ №9 заняла первое место. Это была победа!

ШКОЛЬНЫЕ ХОРЫ

В 1980 году в микрорайоне «Химмаш» открылась новая школа №10, в которой подобрался замечательный педагогический коллектив. Учителя ДШИ №2 и общеобразовательной школы организовали совместную работу, которая почти сразу дала отличные результаты. Трехголосый хор девочек из 120 человек, хор мальчиков из 70 человек стали украшением городских мероприятий. Более десяти лет, во время проведения школьных смотров детского творчества, самодеятельность школы №10 была одной из лучших не только в Рузаевке, но и в республике. Но постепенно хоровое пение в общеобразовательных школах практически сошло на нет.

Но Людмила Александровна слишком любила свою работу, чтобы отступить просто так. Она стала изучать «Фонопедический метод развития детского голоса В.В. Емельянова». Это очень сложный и длительный процесс. Работать с детьми нужно было с первого класса. Педагоги музыкальных школ неоднократно посещали семинары профессора Емельянова, где он рассказывал о своей методике и показывал различные упражнения.

- Но практически никто до настоящего времени в Мордовии по ней не занимается. Хотя по этой программе можно научить петь любого ребенка. А мы стали к нему ездить на семинары и возить на прослушивание своих учеников. Например, Динару Кулахметову. Виктор Вадимович нас запомнил и встречал словами: «О, Рузаевка!» Это было в 90-е и в 2000 годы. В последний раз ездили к нему в Самару в 2010 году, - отметила Людмила Александровна.

Л.А. Шебалова рассказывает, что методикой Емельянова заинтересовались учителя начальных классов школы №10 – А.А. Батаева, Г.В. Морозова, Т.А. Живолуп и многие другие. Через несколько лет в школе было организовано девять хоровых коллективов под руководством И.В. Коковой, С.Д. Маляновой, Л.А. Шебаловой. Появились концертные хоры старшеклассников. Это юношеский хор «Вдохновение» в составе 45 мальчиков с 7 по 11 классы и смешанный хор «Юность» из 45 человек – 30 девочек и 15 юношей, с 9 по 11 классы (руководитель Л.А. Шебалова). Этим коллективам стал доступен сложный классический репертуар: Чайковский, Моцарт, Россини, духовная и оперная музыка. Москва, Ульяновск, Самара, Сергиев Посад, Казань слушали выступления рузаевских хоровых коллективов. Остались они и в памяти юных артистов.

- Когда мы приезжали куда-либо на выступления, все зрители думали, что это ученики музыкального училища, а не общеобразовательной школы. Нас тогда всячески поддерживал Н.В. Бурмистров, давал деньги на костюмы. Я сама трижды ездила в Москву и купила нужные пиджаки и брюки на Черкизовском рынке. А рубашки нам приобрел отец Геннадий, - вспоминает Людмила Александровна. - Потом мои повзрослевшие мальчишки стали ходить ко мне в заводской химмашевский хор. Бурмистров платил им даже по сто рублей. Николай Васильевич самое деятельное участие принимал в этом деле. Хоры в то время должны были быть и на производстве. Периодичность смотров была раз в три года. Это была инициатива горкома партии. В 1980 году Людмиле Александровне Шебаловой присвоили звание «Заслуженный учитель Мордовской АССР». Она узнала об этом совершенно случайно, нашла свою фамилию в списке награжденных в газете «Советская Мордовия»! Стоит отметить, что никто из воспитанников Людмилы Александровны не пошел по кривой дорожке. Все получили высшее образование и профессии, пусть даже и не связанные с музыкой.

«ПОЕЗДКА В САМАРУ!»

- Помню случай, когда у моего первого хора мальчиков в 9-10 классах начал мутировать голос. Я хотела показать их Емельянову, который на тот момент жил в Самаре. Их было восемь человек. Я собрала ребят и пошла к начальнику отделения дороги В.В. Гуляеву. Говорю: «Мне надо в Самару. Но денег у меня нет!» Он вызвал начальника поезда и говорит: «Разместишь всех в купейном вагоне, бесплатно туда и обратно». Емельянов тогда им очень помог. Нас часто приглашали на выступления в Самарский музей изобразительных искусств. Ездили в Казань. Целые вагоны нам выделяли. Однажды повезла в Самару два хора, всего 90 детей! П.Н. Тултаев был тогда министром культуры республики, оплатил детям экскурсию по Самаре. Правда, обратно пришлось добираться самим на автобусе.

ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ!

Помню, мой хор выстраивался в пять-шесть рядов! Мы пели песни Юрия Чичкова. Например, балладу о юнге Саше Ковалеве, мальчике совершившем подвиг. От нее мороз идет по коже! А современным школьникам такие песни не очень нравятся. Но я все-таки приучаю их к такому репертуару, - говорит хормейстер. - Работа с детьми требует много сил и времени. Слово репетиция в переводе с итальянского означает «повторение». Нужно знать и читать ноты. Дети должны уметь слышать аккорд, то есть, как звучит нота в сочетании с другими голосами. Это хор. Сначала учили партии отдельно: первые голоса, вторые, тенора, басы. Потом соединяли. Хоровое пение - это очень сложный и нудный процесс. Постоянно надо изобретать велосипед.

Сейчас Людмила Александровна руководит ансамблем «Дружба» кадетского класса школы №10. Она занимается с мальчиками по методике Емельянова. Из непоющих детей она воспитала самых настоящих солистов-вокалистов.

По стопам своей мамы пошла Ирина Анатольевна. Она педагог по классу «Вокал» и хормейстер. В настоящее время директор ДШИ №2. Внучка Лена окончила финансово-экономи-ческий факультет МГУ им. Огарева. Сейчас вместе с мужем живет в Санкт-Петербурге.

- На протяжении всей своей жизни я очень люблю нашу детскую школу искусств №2 и благодарна всем преподавателям, с которыми мне довелось работать. Особенно Л.Б. Гулькиной, Т.А. Яшиной, И.А. Шебаловой - директорам ДШИ Рузаевки, - отметила наша героиня.