«За каждой победой ученика – кропотливый труд учителя»

В преддверии Международного праздника Дня учителя мне хотелось бы обратиться к каждому человеку, кто связал свою жизнь с профессией «Учитель». Будь это учитель­наставник, педагог­стажист или молодой специалист, я от всей души поздравляю вас, уважаемые коллеги, с профессиональным праздником ­ с Днем учителя! В этот день все мы вспоминаем своих любимых учителей: мудрых и строгих, терпеливых и требовательных, внимательных и заботливых, которые каждый день, заходя в класс, отдают детям частичку своей души, зажигая в них огонь знаний, любви и доброты. В этом и заключается высокий профессионализм учителя. Бесспорно, слова искренней признательности мы выражаем ветеранам педагогического труда. Каждый из вас прожил интересную многогранную жизнь в педагогической профессии. Вы болели душой за каждого ребенка, каждому из нас вы дали прекрасную путевку в жизнь. Спасибо за вашу веру в нас, доброе сердце, любовь и преданность своему делу! Система образования Рузаевского района ­ важнейшая сфера социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние нашей малой родины. Обеспечение качества образования во многом зависит от кадрового состава. В системе образования нашего района работают 1112 педагогов. Из них 504 ­ в сфере общего образования, 216 – в учреждениях дополнительного образования и 392 педагога трудятся в дошкольном образовании. Каждая дошкольная образовательная организация находится в своих особенных условиях, стремится совершенствовать деятельность, повышать качество образовательных услуг, шагать в ногу со временем. Так, например, Детский сад «Радуга» комбинированного вида, ЧДОУ «Детский сад №114» ОАО «РЖД» являются республиканскими экспериментальными площадками. С этого учебного года в детском саду №7 открывается Центр семейной поддержки «Первые шаги в детский сад», а в Детском саду «Радуга» планируется открытие группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад. Когда мы говорим о доступности качественного дошкольного образования, то, несомненно, имеем в виду и детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день инклюзивное образование является одним из наших главных ориентиров. С целью создания комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием, в рамках программы «Доступная среда», в детском саду №18 заканчивается проведение ремонтных работ, закуплено специализированное оборудование. Выбор детского сада для участия в данной программе не был случайным: здесь накоплен большой опыт работы по инклюзивному образованию. В нем функционируют коррекционные группы для детей с нарушениями: речи, зрения, опорно­двигательного аппарата. Хороший стимул для становления педагога дают конкурсы профессионального мастерства. Среди них особое место занимает конкурс «Воспитатель года». Ежегодно педагоги дошкольного образования нашего района занимают лидирующие позиции в республиканских конкурсах профмастерства. Победитель конкурса этого года – Н.А. Аргамакова, воспитатель детского сада №18. Пользуясь случаем, хочется пожелать ей удачи на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года­2017”! В 2016­2017 учебном году отмечается активное участие педагогов и детей в конкурсном движении различного уровня. Педагогический коллектив Детского сада «Радуга» во Втором Всероссийском смотре–конкурсе на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений, проводимом Международной Академией развития образования, получил Диплом первой степени в номинации «Лучшее образовательное учреждение». Для системы общего образования прошедший учебный год был сложным, но очень насыщенным и интересным Из 249 выпускников ­ 42 человека награждены медалями «За особые успехи в учении» и получили аттестат с отличием. 79% выпускников Рузаевского района продолжили свое образование в вузах Мордовии. Рекордное для системы образования ­ 36 призовых мест ­ заняли рузаевские школьники на республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Наибольшее количество призеров по биологии ­ 7 человек, по английскому языку ­ 4, по математике – 4, по физической культуре ­ 4, по праву, экологии, литературе ­ по 3 человека. Среди школ, подготовивших призеров олимпиады, можно отметить педагогические коллективы лицея №4, гимназии №1, школы №8. Ежегодно учащиеся начальных классов принимают активное участие в республиканской олимпиаде школьников «Успеху быть!». В прошлом учебном году победителями олимпиады стали учащиеся школы №8. Мы понимаем, что за каждой победой ученика стоит ежедневный, кропотливый труд учителя. Все мы – управленцы, учителя, методисты, воспитатели – инвесторы, которые заведуют интеллектуальным капиталом нации. Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Ведь учитель по–прежнему не только дает знания, он для своих учеников во многом является своеобразным эталоном, образцом. Я убеждена, что профессионализм, знания, любовь к своему предмету, использование современных педагогических технологий ­ это те качества, которые должны быть сегодня у современного педагога. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в наших школах много талантливых, профессиональных педагогов. Ежегодно в конкурсе «Учитель года Республики Мордовия» наши учителя становятся суперфиналистами. Не стал исключением и 2017 год. Учитель математики лицея №4 Т.В. Овчинникова продемонстрировала высокий профессионализм и мастерство. Молодые специалисты, учитель начальных классов Арх­Голицинской средней школы О. А. Ефремова, педагог Центра дополнительного образования «Тяштеня» Е.С. Карасева, стали лауреатами республиканского конкурса «Старт в профессию». Наши учителя демонстрируют высокую активность, участвуя в реализации интересных проектов в системе дистанционного обучения, внедрении здоровьесберегающих технологий, обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Большой опыт работы по инклюзивному образованию накоплен в школе №9, которая является опорной школой Мордовского республиканского института образования. Участвуя в республиканском конкурсе лучших практик инклюзивного образования, учитель­дефектолог С.В. Белокосова стала победителем в номинации «Лучший инклюзивный урок». Сегодня мы понимаем, насколько актуальными и значимыми становятся задачи воспитания. Указом Президента РФ от 29 мая 2017 года объявлено «Десятилетие Детства». Этот проект станет закономерным продолжением национальной стратегии действий в интересах детей. В своем ежегодном Послании Госсобранию РМ В.Д. Волков обозначил главную составляющую образования – воспитание. В образовательных организациях нашего района уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. А новый 2017­2018 учебный год должен вывести данное направление работы на новый, более содержательный вектор развития, причем еще с детского сада. Развитие должны получить Всероссийские проекты: «Российское движение школьников», «Юнармия». На сегодняшний день в данных проектах участвуют Приреченская школа, лицей №4, гимназия №1, школы №№7, 8. К достижению новых результатов должно стремиться и кадетское движение. В республиканском кадетском рейтинге школа №5 входит в пятерку лучших школ по итогам соревнований. Учащиеся Пайгармской школы на республиканской олимпиаде по школьному краеведению в номинации: «Родословие. Земляки» ­ признанные лидеры. Работа учащихся и педагогов Трускляйской школы по гражданско­патриотическому воспитанию позволила стать учреждению социокультурным центром сельского поселения. Но Россия славится не только учителями, у нас всегда были и есть активные, профессиональные руководители образовательных организаций. Вы, уважаемые коллеги, и ваши преемники создали по­настоящему сильные школы, учреждения дошкольного и дополнительного образования с особой атмосферой, с талантливым педагогическим коллективом. Огромный ресурс всей системы образования ­ это развитие дополнительного образования и воспитания детей. На протяжении многих лет в учреждениях дополнительного образования наиболее востребованными и результативными остаются объединения художественно­эстетической, физкультурно­спортивной, научно­технической направленностей. Что подтверждается и результатами. За прошедший учебный год воспитанниками и педагогами завоевано 614 призовых мест на республиканских, 135 ­ на всероссийских и 23 ­ на международных соревнованиях. По результатам независимой оценки качества образования Центр дополнительного образования детей «Юнитэр» занимает 1 место в Мордовии. Кроме того, на республиканских конкурсах технического творчества «Мир в информации, технике и цифрах», «Юные Кулибины», в соревнованиях по авиамоделизму воспитанники Центра – лидеры. Совсем недавно, на августовском расширенном педагогическом совете, мы отмечали высокий уровень результатов наших школьников и педагогов. Но мы понимаем, что не должны останавливаться на достигнутом. В настоящее время открыты инженерные классы в общеобразовательных организациях, а также в «Юнитэр». С этого года мы возрождаем кружки «Шашки» и «Шахматы» не только в школах, но и в детских садах. Перед учреждениями дополнительного образования детей поставлена задача ­ расширить спектр услуг дополнительного образования для детей с особыми потребностями. Выполнение всех поставленных задач нам по силам! В.Р. Ларина, начальник управления образования