История учителя

40-21

Оля родилась в Рузаевке. Мама Валентина Алексеевна, работала воспитателем в детском саду, папа, Владимир Павлович, – помощником машиниста на железной дороге. Ей посчастливилось расти в большой и дружной семье, в которой вместе проживали представители нескольких поколений – бабушка Евдокия Дмитриевна, мамина мама, ее младшая дочь Ирина – Олина тетя и семья Красновых – родители и двое детей: Ольга и Наталья. В семье царили мир и взаимная поддержка.

­ Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что воспитание может быть абсолютно разным, ­ поделилась с нами Ольга Владимировна. – Семья постепенно росла. Тетя вышла замуж и переехала к мужу. Однако, по традиции, заложенной нашей бабушкой, на все значимые семейные праздники родственники обязательно собираются вместе. В настоящее время мы уже приобрели огромный стол, чтобы все двадцать человек смогли за ним уместиться. Мы до сих пор с большой теплотой вспоминаем нашу бабушку – Евдокию Дмитриевну Ханину, привившую всем нам ценность семьи.

Сталинградская юность

Бабушке Ольги Владимировны досталась непростая судьба. К началу Великой Отечественной войны ей было всего восемнадцать лет. Она поехала учиться в Сталинград, где на тот момент обосновалась ее старшая сестра Надя. Именно там и застала ее война. Надежда со своей семьей проживала в частном доме. На тот момент ее муж уже ушел добровольцем на фронт. Совсем юные девушки остались одни и стали очевидцами и невольными участницами Сталинградской битвы.

Город постоянно бомбили. Олина бабушка вместе с сестрой и ее маленьким сыном прятались в подполе. Она рассказывала потом своей внучке, что во время одной, особенно яростной  бомбардировки Сталинграда стоял просто адский грохот, и они уже не понимали, что происходило вокруг, и живы ли они.

Во время затишья им удалось выбраться из подполья и выйти на улицу. Сестры увидели страшную, изрытую бомбами, опустошенную окрестность. Поблизости не наблюдалось ни одного дома. Оказалось, что их жилище стало единственно уцелевшим и именно поэтому они живы. Оставаться здесь дальше не было никакой возможности, и девушки с крохотным ребенком решили идти пешком до Рузаевки. Во время перехода они попали на территорию, где уже хозяйничали фашисты, которые угоняли молодежь в Германию. Евдокию забрали немцы. Она стала домработницей в состоятельной немецкой семье. А Надежде с сынишкой удалось добраться до родственников в Рузаевке. После войны Дуня вернулась на Родину.

Семья – главное в жизни

Евдокия Дмитриевна всю жизнь проработала портнихой в городском ателье, а также принимала заказы на дому. Именно поэтому швейная машина в доме стучала не переставая. Этому ремеслу она обучила своих дочерей и внучку. Бабушка Евдокия не уставала напоминать своим девочкам о ценностях семейных отношений, которые являются главными в жизни. Ольга запомнила это на всю жизнь и сейчас старается привить их своим детям и ученикам.

О.В. Савельева с детства мечтала стать учителем, еще в раннем детстве ее любимым занятием была игра в школу. После окончания СОШ №8 хотела пойти по стопам мамы и стать воспитателем в детском саду. В нижегородском университете, куда она хотела поступить на факультет дошкольного образования, в то время был огромный конкурс. Решили вернуться в Мордовию.

Любимый Факультет

­ В Саранске, в приемной комиссии, я уже твердо знала, что буду учиться на историческом факультете, ­ вспоминает наша собеседница. ­ Студенческие годы были очень интересными, особенно запомнились археологические экспедиции. Мы выезжали в разные уголки Мордовии, но, в основном, это были раскопки в районе Краснослободска. Там огромное количество древних поселений и стоянок различного исторического времени. Сейчас в учебнике «История и культура мордовского края» для 5 класса есть фотография археологов на раскопе, где среди молодых исследователей можно увидеть и Ольгу Владимировну Савельеву. На другом фото ее руководитель уже с другими студентами.

­ Любой исторический материал, к примеру, кусочек глиняной посуды или что­то другое, которое даже сложно определить, может многое рассказать ученым о конкретной эпохе, ­ рассказывает Ольга Владимировна. ­ Мне посчастливилось работать на раскопках древней стоянки, которая стала научным открытием. Были обнаружены микрокремниевые пластинки эпохи неолита. Затем там же была найдена монета. Она была настолько необычной, что даже наш руководитель терялся в догадках и решил отправить ее в Саранск. Ученые республики переслали ее в Москву. Как оказалось, наша находка доказывала, что торговые связи мордвы проходили по Мокше, Оке, Волге и велись даже с народами Персии. И эти пути доходили до территории Мордовии. Это примерно 10 век нашей эры.

Ольга Владимировна сначала была заместителем начальника раскопа, потом и руководителем. Приходилось вести большой объем документации, фиксировать находки, рисовать разрез грунтового слоя. Была защита курсовых работ по археологии, а затем и защита диплома.

Аспирантура или школа?!

­ Я писала дипломную работу на огромном энтузиазме, который нельзя было не заметить на ее защите. Представители НИИ археологии предложили мне автоматически перейти в аспирантуру, продолжить работу в этом же направлении и опубликовать свой диплом (1990). Два летних месяца я думала, куда же мне пойти: в школу или аспирантуру. И все­таки остановилась на первом варианте и ни разу об этом не пожалела за все 27 лет своей педагогической деятельности.

По распределению молодой педагог попала в родной город, в школу №5. В 1994 году она стала участницей конкурса «Учитель года», на котором ее «разглядела» бывший начальник управления образования В.С. Овечкина. Валентина Серафимовна и пригласила О.В. Савельеву в лицей №4.

Нам удалось поприсутствовать на уроке Ольги Владимировны в 10 классе. Внимание школьников было направлено на учительницу, которая объясняла историческую тему. Было видно, что старшеклассники впитывают каждое слово и следят за каждым движением педагога. Про себя отметила, что такое внимание ребят может заработать только по­настоящему одаренный и любящий свое дело преподаватель.

Ольга Владимировна ­ классный руководитель 6 «Б». В глазах ребят­шестиклассников я также увидела безграничное уважение к своему педагогу. Как отметила директор лицея №4 Т.В. Дуденкова, О.В. Савельева увлекает ребят историей так же, как увлечена ею сама.

­ Она настоящий педагог и профессионал высокого класса, а ее ученики неизменно показывают отличные знания истории на ежегодных предметных олимпиадах, ­ подчеркнула Татьяна Васильевна.

Молодежь у нас хорошая

Не могла не спросить, как оценивает опытный педагог молодых современников, которых  зачастую ругает старшее поколение.

­ Наша молодежь очень разная. Я считаю, что характер молодого человека формируется, в первую очередь, в семье. Ведь обычно дети копируют поведение своих мам и пап, ­ отметила Ольга Владимировна. – Очень жалко ребят, оставленных на попечение бабушек, родители которых работают в других городах. Потому что никто не может полностью заменить мать и отца. Есть дети озорные, но добрые душой. Это особенно ценно в наше непростое время. Большую роль также имеет место проживания. Молодежь из мегаполисов совсем не похожа на ребят из провинции. В маленьких городах другой менталитет, иные ценности, здесь мы все на виду. Но, конечно, в общей массе молодежь у нас хорошая.

Интересное хобби

Старшему сыну Ольги Владимировны, Валентину, 22 года, младшему, Даниле, ­ 17 лет, он ученик 11 класса. Валентин выбрал для себя профессию повара и окончил техникум в Саранске. Сейчас работает в кафе, заочно получает высшее образование. Его мечта стать шеф­поваром. Во время учебы в техникуме юноша принимал участие в различных конкурсах и даже становился победителем республиканского тура в престижном конкурсе рабочих профессий «ВорлдСкиллс Раша». Дважды был участником региональных состязаний.

­ Мне самой стало интересно вместе с сыном изучать технологию правильного приготовления различных блюд. Сейчас мои гости частенько удивляются количеству приправ на кухне. Иногда на праздники мы вместе с сыном готовим, к примеру, итальянские или французские блюда, ­ поделилась с нами О.В. Савельева. ­ Главным ценителем наших творений, конечно же, становится Павел Викторович – муж и отец двух сыновей. Он ведет собственный бизнес. Именно поэтому мы иногда можем себе позволить некоторые кулинарные изыски.

Ирина ДОКИНА

 

 

One thought on “История учителя

Comments are closed.