В преддверии Международного праздника Дня учителя мне хотелось бы обратиться к каждому человеку, кто связал свою жизнь с профессией «Учитель». Будь это учительнаставник, педагогстажист или молодой специалист, я от всей души поздравляю вас, уважаемые коллеги, с профессиональным праздником с Днем учителя!
В этот день все мы вспоминаем своих любимых учителей: мудрых и строгих, терпеливых и требовательных, внимательных и заботливых, которые каждый день, заходя в класс, отдают детям частичку своей души, зажигая в них огонь знаний, любви и доброты. В этом и заключается высокий профессионализм учителя. Бесспорно, слова искренней признательности мы выражаем ветеранам педагогического труда. Каждый из вас прожил интересную многогранную жизнь в педагогической профессии. Вы болели душой за каждого ребенка, каждому из нас вы дали прекрасную путевку в жизнь. Спасибо за вашу веру в нас, доброе сердце, любовь и преданность своему делу!
Система образования Рузаевского района важнейшая сфера социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние нашей малой родины.
Обеспечение качества образования во многом зависит от кадрового состава. В системе образования нашего района работают 1112 педагогов. Из них 504 в сфере общего образования, 216 – в учреждениях дополнительного образования и 392 педагога трудятся в дошкольном образовании. Каждая дошкольная образовательная организация находится в своих особенных условиях, стремится совершенствовать деятельность, повышать качество образовательных услуг, шагать в ногу со временем. Так, например, Детский сад «Радуга» комбинированного вида, ЧДОУ «Детский сад №114» ОАО «РЖД» являются республиканскими экспериментальными площадками. С этого учебного года в детском саду №7 открывается Центр семейной поддержки «Первые шаги в детский сад», а в Детском саду «Радуга» планируется открытие группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад.
Когда мы говорим о доступности качественного дошкольного образования, то, несомненно, имеем в виду и детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день инклюзивное образование является одним из наших главных ориентиров. С целью создания комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием, в рамках программы «Доступная среда», в детском саду №18 заканчивается проведение ремонтных работ, закуплено специализированное оборудование. Выбор детского сада для участия в данной программе не был случайным: здесь накоплен большой опыт работы по инклюзивному образованию. В нем функционируют коррекционные группы для детей с нарушениями: речи, зрения, опорнодвигательного аппарата.
Хороший стимул для становления педагога дают конкурсы профессионального мастерства. Среди них особое место занимает конкурс «Воспитатель года». Ежегодно педагоги дошкольного образования нашего района занимают лидирующие позиции в республиканских конкурсах профмастерства. Победитель конкурса этого года – Н.А. Аргамакова, воспитатель детского сада №18. Пользуясь случаем, хочется пожелать ей удачи на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года2017”!
В 20162017 учебном году отмечается активное участие педагогов и детей в конкурсном движении различного уровня. Педагогический коллектив Детского сада «Радуга» во Втором Всероссийском смотре–конкурсе на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений, проводимом Международной Академией развития образования, получил Диплом первой степени в номинации «Лучшее образовательное учреждение».
Для системы общего образования прошедший учебный год был сложным, но очень насыщенным и интересным
Из 249 выпускников 42 человека награждены медалями «За особые успехи в учении» и получили аттестат с отличием. 79% выпускников Рузаевского района продолжили свое образование в вузах Мордовии.
Рекордное для системы образования 36 призовых мест заняли рузаевские школьники на республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Наибольшее количество призеров по биологии 7 человек, по английскому языку 4, по математике – 4, по физической культуре 4, по праву, экологии, литературе по 3 человека. Среди школ, подготовивших призеров олимпиады, можно отметить педагогические коллективы лицея №4, гимназии №1, школы №8.
Ежегодно учащиеся начальных классов принимают активное участие в республиканской олимпиаде школьников «Успеху быть!». В прошлом учебном году победителями олимпиады стали учащиеся школы №8.
Мы понимаем, что за каждой победой ученика стоит ежедневный, кропотливый труд учителя. Все мы – управленцы, учителя, методисты, воспитатели – инвесторы, которые заведуют интеллектуальным капиталом нации. Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Ведь учитель по–прежнему не только дает знания, он для своих учеников во многом является своеобразным эталоном, образцом. Я убеждена, что профессионализм, знания, любовь к своему предмету, использование современных педагогических технологий это те качества, которые должны быть сегодня у современного педагога. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в наших школах много талантливых, профессиональных педагогов. Ежегодно в конкурсе «Учитель года Республики Мордовия» наши учителя становятся суперфиналистами. Не стал исключением и 2017 год. Учитель математики лицея №4 Т.В. Овчинникова продемонстрировала высокий профессионализм и мастерство. Молодые специалисты, учитель начальных классов АрхГолицинской средней школы О. А. Ефремова, педагог Центра дополнительного образования «Тяштеня» Е.С. Карасева, стали лауреатами республиканского конкурса «Старт в профессию».
Наши учителя демонстрируют высокую активность, участвуя в реализации интересных проектов в системе дистанционного обучения, внедрении здоровьесберегающих технологий, обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Большой опыт работы по инклюзивному образованию накоплен в школе №9, которая является опорной школой Мордовского республиканского института образования. Участвуя в республиканском конкурсе лучших практик инклюзивного образования, учительдефектолог С.В. Белокосова стала победителем в номинации «Лучший инклюзивный урок».
Сегодня мы понимаем, насколько актуальными и значимыми становятся задачи воспитания. Указом Президента РФ от 29 мая 2017 года объявлено «Десятилетие Детства». Этот проект станет закономерным продолжением национальной стратегии действий в интересах детей. В своем ежегодном Послании Госсобранию РМ В.Д. Волков обозначил главную составляющую образования – воспитание.
В образовательных организациях нашего района уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. А новый 20172018 учебный год должен вывести данное направление работы на новый, более содержательный вектор развития, причем еще с детского сада. Развитие должны получить Всероссийские проекты: «Российское движение школьников», «Юнармия». На сегодняшний день в данных проектах участвуют Приреченская школа, лицей №4, гимназия №1, школы №№7, 8.
К достижению новых результатов должно стремиться и кадетское движение. В республиканском кадетском рейтинге школа №5 входит в пятерку лучших школ по итогам соревнований.
Учащиеся Пайгармской школы на республиканской олимпиаде по школьному краеведению в номинации: «Родословие. Земляки» признанные лидеры.
Работа учащихся и педагогов Трускляйской школы по гражданскопатриотическому воспитанию позволила стать учреждению социокультурным центром сельского поселения.
Но Россия славится не только учителями, у нас всегда были и есть активные, профессиональные руководители образовательных организаций. Вы, уважаемые коллеги, и ваши преемники создали понастоящему сильные школы, учреждения дошкольного и дополнительного образования с особой атмосферой, с талантливым педагогическим коллективом.
Огромный ресурс всей системы образования это развитие дополнительного образования и воспитания детей. На протяжении многих лет в учреждениях дополнительного образования наиболее востребованными и результативными остаются объединения художественноэстетической, физкультурноспортивной, научнотехнической направленностей. Что подтверждается и результатами. За прошедший учебный год воспитанниками и педагогами завоевано 614 призовых мест на республиканских, 135 на всероссийских и 23 на международных соревнованиях.
По результатам независимой оценки качества образования Центр дополнительного образования детей «Юнитэр» занимает 1 место в Мордовии. Кроме того, на республиканских конкурсах технического творчества «Мир в информации, технике и цифрах», «Юные Кулибины», в соревнованиях по авиамоделизму воспитанники Центра – лидеры.
Совсем недавно, на августовском расширенном педагогическом совете, мы отмечали высокий уровень результатов наших школьников и педагогов. Но мы понимаем, что не должны останавливаться на достигнутом.
В настоящее время открыты инженерные классы в общеобразовательных организациях, а также в «Юнитэр». С этого года мы возрождаем кружки «Шашки» и «Шахматы» не только в школах, но и в детских садах.
Перед учреждениями дополнительного образования детей поставлена задача расширить спектр услуг дополнительного образования для детей с особыми потребностями.
Выполнение всех поставленных задач нам по силам!
В.Р. Ларина,
начальник управления образования
«За каждой победой ученика – кропотливый труд учителя»
2017-09-29