Шишкеевская искусница

39-5

Много лет назад, начиная с 17 века, основным ремеслом в Шишкееве являлось гончарное производство. Окраины этого села богаты залежами керамической глины. В настоящее время народный промысел незаслуженно забыт. Однако генетическая память предков нередко просыпается в далеких потомках. Как и случилось с нашей землячкой Верой Чегиной. Глина привлекала ее с раннего детства, и оказалось, не случайно…

ГОЛОС КРОВИ

- С восьми лет я постоянно что-то лепила. У младшей сестры были пластмассовые игрушки, а я делала их копии из пластилина. Ни в какие кружки тогда не ходила, а занималась сама, - рассказывает В.А. Чегина. - В десять лет пыталась записаться в художественную школу. Но родители были заняты, а меня нужно было провожать. Уже после восьмого класса отправилась туда самостоятельно. Пришла и сказала, что очень хочу учиться, даже заявление написала сама. Там впервые взяла в руки глину и испытала невероятный восторг. Она же живая! И понимает меня! Потом приехала к бабушке в Шишкеево и рассказала ей, что не могу жить без лепки и глины! Она, нисколько не удивившись, обронила: «Так мой отец, твой прадед Андрей Пырин, был гончаром… Лепил горшки и игрушки. Возил на базар, а возвращаясь назад, непроданные свистульки и пятаки раздавал детям. Был очень добрым человеком. Умер, не дожив до шестидесяти лет, от сердечного приступа».

Отец известного мастера Николая Шитихина и прадед Веры Арсентиевны занимались гончарным промыслом в Шишкееве (1910–1935 гг). Они жили напротив друг друга на одной улице.

- Очень жаль, что у моего прадеда не было сыновей. Они бы однозначно продолжили его дело. - говорит Вера Чегина.

Бабушка рассказала внучке, кто еще помнит и знает о ее прадеде. Девушка взяла магнитофон и поехала к деревенским долгожителям.

- Старожилы Шишкеева рассказали мне тогда все секреты: какую глину брали, где ее добывали, с какой глубины. Я всю информацию с гордостью передала директору художественной школы В.И. Колмыкову, - вспоминает В.А. Чегина.

Владимир Иванович отправлял работы Веры Максимкиной на Всероссийский конкурс, где она стала победителем. Об этом даже писали в журнале «Юный художник». Затем была выставка в Краеведческом музее Мордовии, в Саранске, после которой две ее свистульки остались в музейном фонде.

НЕ ПРОШЛА ПО КОНКУРСУ

- После окончания девятого класса я решила поступить в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Собрала необходимые документы и работы и одна поехала в Подмосковье. А конкурс в учебном заведении был восемь человек на место! – рассказывает мастерица. - Недобор был на отделение «Резьба по дереву». Директор даже предлагал абитуриентам поступать именно сюда. На втором экзамене по живописи я уже недобрала необходимые баллы. Не прошла по конкурсу и вернулась домой. Устроилась на керамический завод, который находился на Старом базаре, рассчитывала через год получить направление от предприятия на обучение в училище.

Начинала вчерашняя школьница с самой нижней ступени, с азов: сначала была заливальщицей. Ей было очень интересно окунуться в мир настоящего производства. Через некоторое время девушку перевели к художникам. Выделили место в мастерской. Старшие коллеги придумывали образцы керамических изделий, а она копировала их и доводила до идеала. Заливала, оправляла, чтобы не было никаких дефектов. Расписывала, где нужно, процарапывала и готовила на худсовет.

«ЭТО ЧТО ЖЕ ЗА ИГРУШКА!»

- А потом моя наставница, Вера Васильевна Полякова-Галяева, придумала свистульку, а я эти образцы выпускала в производство. То есть лепила сама. Она научила меня азам производства керамики, а затем я уже сама делала новые образцы. Работая на заводе (1985 г.), я придумала несколько собственных свистулек и выставила их на худсовет. В комиссии были «большие люди»: директора универмагов, представители республиканских министерств.

Именно они решали, будет ли продаваться новое изделие или нет. Я с гордостью выставила собственные творения из глины. Одному из главных членов худсовета они сразу не понравились, - с иронией вспоминает наша героиня. - Никогда не забуду его реплики: «Да этой игрушкой можно голову пробить! Кто только будет ими играть?! Что это за глупость?!» После таких слов я была на грани отчаяния. Мой мир рушился на глазах! Вера Васильевна пыталась меня успокоить. А я только твердила: «Как же так, ведь это народный промысел, достояние наших предков!»

ЗАМУЖЕСТВО

Осуществить свою мечту и поступить в Абрамцевское училище Вере так и не удалось… По совету своего педагога Колмыкова, девушка стала брать уроки живописи у его ученика, уже состоявшегося художника, Анатолия Шулубина. Оказалось, что он живет с ней на одной улице. Ну и, как часто бывает между молодыми людьми, начался роман. Анатолий сказал, что уже никуда ее не отпустит и предложил руку и сердце. Недолго думая, восемнадцатилетняя художница вышла замуж. Потом родилась дочка Анастасия. Вера вновь устроилась на керамический завод, но маленький ребенок часто болел, и работу пришлось оставить. В это же время молодая женщина узнает о надомниках, которые работали по месту проживания. Она решила попробовать. Сначала шила халаты, затем занялась машинной вышивкой, предварительно пройдя обучение в Саранске на фабрике «Мордовские узоры». Пролетели четыре года. Муж работал художником в строительной организации. А Вера решила поменять сферу деятельности, она устроилась вышивальщицей в КБО.

Подошли девяностые годы. Между супругами Шулубиными начался разлад, после чего последовал развод.

А затем произошла судьбоносная встреча с мастером спорта международного класса Виктором Чегиным, родственником и учеником известного тренера по спортивной ходьбе. На тот момент он уже оставил спорт, которым занимался долгое время. Они поженились, а потом супруг попал в аварию, после которой долго восстанавливался. А Вера вновь задумалась о смене профессии и решила обучиться ремеслу парикмахера. В 29 лет она стала прилежной студенткой профессионального училища. Училась с большим старанием и уже через месяц получила свой первый заработок. Ее стали приглашать на предприятия. А руки художницы не знали устали. Знакомые рассказывали друг другу о хорошем мастере-универсале. Собственной работой Вера подготовила себе отличное резюме. А потом ей однажды предложили поработать в УПК на швейно-трикотажной фабрике. Вот там она и сделала первые шаги в профессии педагога. Вера Арсентиевна стала обучать школьниц парикмахерскому делу. Параллельно вела три платных группы. Теперь в каждой парикмахерской Рузаевки есть ее ученицы.

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Вот только денег все равно катастрофически не хватало, и через год женщина решила отправиться покорять столицу. Сначала это были курсы повышения квалификации. Вера получила диплом международного класса, который давал право работать за границей. Она решила, что снова будет стричь людей, но уже в Москве. Через некоторое время к ней приехали муж и дети, тем более, что сынишке предстояло стать первоклассником. Им повезло с жильем. Двоюродная сестра Вериной бабушки всю жизнь прожила в Москве в коммунальной квартире. После ее смерти родственники предложили Чегиным поселиться на этой жилплощади.

- Я решила, что сын Женя будет учиться в Москве. В августе мы вместе отправились в школу, расположенную по соседству с нашим новым местом проживания. Директор, узнав, что у нас нет московской прописки, пригласила учительницу начальных классов. Та, холодно глядя на нас, сказала, что в ее классе уже перебор и мой сын не сможет здесь учиться, – рассказывает В.А. Чегина. - Директор тут же позвонила в другую школу, до которой нам нужно было добираться около получаса. Там ответили, что возьмут моего сына. Я вышла из школы и тихо заплакала, слезы катились из глаз, не переставая. Мне было очень обидно! Так и дошла до соседней школы с мокрыми от слез глазами. А там оказался недобор, и встретили нас с распростертыми объятиями. Учительница начальных классов принялась расхваливать школу и перечислять различные кружки, среди которых назвала и лепку.

На тот момент Вера снова занималась любимым делом – лепила игрушки и свистульки из глины. По странному стечению обстоятельств ее соседка по новому месту жительства работала на заводе, где производили керамические изоляторы. Она и снабжала ее необходимым материалом. Услышав от учителя про лепку, Вера встрепенулась и обронила, что у нее есть глина и она могла бы ею поделиться. Та, в свою очередь, заинтересовалась, лепит ли она сама? Вера ответила, что занимается этим делом для души. Уже у самого выхода ее догнала заместитель директора по дополнительному образованию и предложила работу в школе. Это была неожиданная удача!

И СНОВА ТВОРЧЕСТВО!

2 сентября 2002 года Вера Арсентиевна привела сына в первый класс московской школы № 505, а сама здесь же стала вести кружок лепки. Вот так судьба в очередной раз приготовила для нее неожиданный подарок. И наша талантливая землячка не только занялась любимым делом, но и стала обучать ему ребятишек. В этой школе она проработала восемь лет. После того, как ее закрыли, Чегина перешла в другое учебное заведение. Это оказалась та школа, в которую когда-то не взяли ее сына. Она сказала большое спасибо учительнице, отказавшей ей восемь лет назад.

Вот уже пятнадцать лет Вера Арсентиевна учит детей лепить из глины народную игрушку: филимоновскую, дымковскую, абашевскую, а также свистульки. Ее ученики неоднократно становились победителями городских, окружных, а также международных конкурсов. С каждым днем все больше людей узнает о мордовских и шишкеевских игрушках-свистульках. Не случайно в послужном списке мастерицы имеется золотая медаль лауреата ВВЦ за отчетную выставку Южного округа Москвы.

РАСКОПКИ В ОГОРОДЕ

Летом прошлого года Вера Арсентиевна решила сделать насыпную грядку в бабушкином доме в Шишкееве. Муж привозил ей землю с соседнего участка, а она распределяла ее на грядке. И вот так, разглаживая грунт, ее чуткие пальцы случайно наткнулись на глиняную уточку-свистульку в разрезе.

- Я забрала ее в Москву и решила обязательно восстановить. Вот только эта игрушка сделана не моим прадедом. А мне очень хочется покопаться там, где жил именно он и найти изделия, вылепленные его руками, - поделилась с нами Вера Чегина. - Могу похвалиться, что от моего предка сохранилась глиняная кубышка (большой горшок с узким горлом - на снимке), которую я берегу как зеницу ока! Моя мечта: когда уйду на пенсию, сяду на своем участке в Шишкееве и буду только лепить! И больше ничего не делать! Не представляю свою жизнь без свистулек. Нам удалось побывать на мастер-классе искусницы, который она проводила для шишкеевских ребят. Дети с увлечением возились с глиной, лепили собственные свистульки, а потом наперебой свистели в них. Работы Веры Чегиной удивительно музыкальны. Мы услышали, как звучит рожок, вылепленный ее руками. Она сама сыграла на нем. Удивительная мелодия получилась у мастерицы. Казалось, что-то далекое и родное связано с этим завораживающим звуком…

ИРИНА ДОКИНА