Долг платежом красен

00051-07 Развитие экономики и разного рода производств привело к необходимости объединения народа на Руси в города – большие и малые. Прошедшая эпоха урбанизации заставила народ осваивать правила общежития. Потянулся он в город, стал на заводах работать и фабриках. А государство уж о нём позаботилось, квартиры предоставило со всеми удобствами. Ни дров колоть не надо, ни воду носить. Только не забывай платить вовремя за блага эти. И прижился народ наш в городе, понравилось житьё такое. И, вроде бы, все хорошо, да только не все платить хотят. И чем дальше – долги всё больше. И забыли должники, или думать не хотят, что заплатить бы надо, иначе в миг всё может кончиться – ни воды, ни тепла, ни света... Долги за потребленные ресурсы могут привести к негативным последствиям, вплоть до выселения из квартиры. И это касается не только муниципального жилья. Попробуем разобраться в нюансах коммунальной политики и узнать, к каким мерам сегодня прибегают ресурсоснабжающие организации, чтобы возместить деньги за предоставленные тепло и воду.

Модернизация котельных

Начнем с приятной новости. ОА «Мордовская электросетевая компания» начала тотальную модернизацию котельных. В этом году было произведено техническое перевооружение пяти источников теплоснабжения. Это позволит повысить эффективность и безопасность эксплуатации и снизить затраты на содержание котельных. Какие плюсы получит конечный потребитель, объяснил заместитель генерального директора АО «Мордовская электросетевая компания» Александр Голянин: «Модернизация - путь к повышению качества, надёжности услуг». Благодаря новым котельным, в которых установлены современные горелочные устройства, наша компания сможет снизить потребление газа. Эксплуатация в автоматизированном режиме позволит уйти от присутствия операторов и сократить фонд заработной платы. За счёт такой экономии мы сможем постепенно возвращать вложенные в модернизацию средства и строить планы на основе данного опыта на дальнейшее перевооружение. Так как в Рузаевке система теплоснабжения ещё никогда не обновлялась и не модернизировалась, что при современных требованиях к качеству услуг и в условиях жесткой политики сдерживания роста тарифов просто необходимо. Конечно, ресурсоснабжающие организации не определяют тарифную политику, порой её определяют сами должники. А происходит это так: на погашение кассового разрыва ресурсоснабжающая организация (РСО), не собрав нужную сумму с потребителей, вынуждена привлекать кредитные ресурсы для расчётов за потреблённый газ. Соответственно в следующем периоде РСО просит у органа регулирования включить проценты за пользование кредитными средствами в тариф. Получается, что чем больше неплательщиков, тем больше процентов.

Отключения за неуплату

В апреле этого года в компании была создана группа по взысканию задолженности. До этого в нашем районе существовала практика ограничения подачи электроснабжения у недобросовестных плательщиков. Теперь они могут остаться и без горячей воды. Уже есть примеры. На сегодняшний день три квартиры отключены от данного ресурса за большие долги. Но это только начало. Контролеры компании перешли на новый график работы. По выходным дням они проводят контрольную проверку приборов учета. Согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, собственник жилого помещения один раз в полгода обязан предоставлять сотруднику ресурсоснабжающей организации доступ к индивидуальным приборам учета. Контролер должен проверить их состояние и убедиться в достоверности передаваемых потребителем показаний. Ведь возможны факты хищения ресурсов. Сегодня люди прибегают к всевозможным способам остановки счетчиков, либо передают заниженные сведения по показаниям. Все это приводит к увеличению общедомовых нужд. Ведь счетчик, установленный в подвале, дома учитывает всю потребленную воду. Получается, за воровство одного платят все. То есть разница между суммой индивидуальных приборов учета и общедомовым делится между всеми собственниками квартир. Для выявления таких фактов и проводится обход помещений контролерами. Также они вручают должникам предупреждения о возможном отключении горячей воды. Эта мера применяется к тем, кто не оплатил потребляемый ресурс более чем за два месяца. После получения такого документа у злостного неплательщика есть 30 дней для погашения выставленного счета. В противном случае за три дня до отключения он получает повторное уведомление, и ему ограничивают доступ к горячей воде. Наш народ всегда отличался своим всесторонним мастерством и сообразительностью. Отрезанный ресурс некоторые граждане подключают самовольно. Это чревато тяжкими последствиями. Как рассказал Александр Голянин, закон предусматривает административную ответственность в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Кроме того, абоненту начисляется плата за воду с момента последней проверки уже не по нормативу, а согласно сечению трубы и ежедневному круглосуточному потреблению. Сумма получится немаленькая. Ну, а если и все это не приведет к положительным результатам, последует иск в суд. Тогда в счет погашения долга с молотка пойдет имущество неплательщика, а может, даже и само жилье.

Выход есть всегда

Конечно, все перечисленные меры - крайние, и применяются они в борьбе со злостными неплательщиками. По словам Голянина, сегодня их очень много. Только Мордовской электросетевой компании они должны 50 млн. руб. Еще 30 млн. - задолженность управляющих компаний до периода перехода на прямые договоры с населением. Плюс долги юридических лиц. Эти деньги могли бы работать на реализацию ряда программ, направленных на обеспечение качества и надёжности. А из-за них компания сама оказалась в должниках перед поставщиками газа. Не стоит дожидаться крайних мер, лучше в преддверии Нового года оплатить имеющиеся долги за услуги ЖКХ. Начать новый этап всегда проще без прошлых обязательств. Конечно, не всегда представляется такая возможность, особенно в условиях экономического кризиса в стране. Сотрудники Мордовской электросетевой компании всегда войдут в сложную ситуацию абонента и предложат оптимальные условия реструктуризации долга. То есть всю имеющуюся задолженность можно оплатить не одномоментно, а разделить на удобные периоды. Он определяется совместно с должником. Помните, выход, даже из самой сложной ситуации, есть всегда.

Оксана РУЗМАНОВА