Невостребованные земельные доли

Земли сельскохозяйственного назначения в настоящее время представляют собой наибольшую ценность, т.к., с одной стороны, являются объектами недвижимого имущества, а с другой стороны, включают в себя наиболее продуктивные участки земельного фонда. Особенностью данной категории земель является необходимость их использования исключительно в соответствии с целевым назначением. В этой связи, несмотря на востребованность земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, они остаются без правообладателя, т.е. фактически становятся невостребованными. Под невостребованной земельной долей понимается земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Следует обратить внимание, что невостребованными могут быть признаны только те земельные участки, сведения о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. такое право не зарегистрировано в Управлении Росреестра. Даже в случае приватизации земельного участка, но без последующей регистрации права собственности в государственном реестре такие участки в судебном порядке могут быть признаны невостребованными. Проще говоря, если право на земельную долю подтверждается свидетельством образца 1993 года или свидетельством о праве на наследство по закону или по завещанию, то собственнику земельной доли следует обратиться в Управление Росреестра с заявлением о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве на земельную долю в соответствующем участке. Невостребованной земельной долей также может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий. Кроме того, считается невостребованной земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию. Или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц. Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка составляет список этот лиц и опубликовывает его в средствах массовой информации и на официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. После обнародования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка. В случае, если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента проведения собрания и при условии утверждения списка земельных долей эти доли признаются невостребованными, т.е. объектами, не имеющими собственника. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли в порядке гражданского судопроизводства. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости. Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (если есть), а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка. Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков. После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Н.Ю. ЯШИНА,

главный специалист-эксперт по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам Управления Росреестра по РМ