Болезнь замороженных чувств

00016-03

Реабилитационный центр «Вершина-Саранск» открылся в Мордовии в прошлом году.

Ежегодно от наркотиков в нашей стране погибает около 70 тысяч человек, это пять тысяч каждый месяц. Ежегодно на дурманящее зелье подсаживаются еще почти 90 тысяч, то есть примерно 235 россиян ежедневно становятся новоиспеченными наркоманами. Эти статистические данные являются по-настоящему пугающими. Нередко наркозависимый человек становится угрозой для своей семьи и общества. Его психика претерпевает глубокие изменения, именно поэтому ему просто необходимо профессиональное лечение от своего недуга. Однако заставить наркомана лечиться силой нельзя. К этому решению его должно сподвигнуть только собственное желание. На данный момент в стране открыты и открываются сотни учреждений, оказывающих помощь зависимым людям.

Нерелигиозный и негосударственный

Реабилитационный центр для наркозависимых «Вершина-Саранск» был открыт в Мордовии осенью прошлого года под эгидой некоммерческого фонда по профилактике социально значимых заболеваний «Здоровая страна». Директором саранского филиала является врач психиатр-нарколог В.Г. Самылин. В России организация работает более 12 лет. – Все это время мы вели переговоры со всеми заинтересованными лицами. Нам очень хотелось, чтобы в Мордовии появился первый нерелигиозный, несектантский, нетрудовой, негосударственный центр по реабилитации и ресоциализации лиц, которые столкнулись с проблемой зависимости, – рассказывает Вадим Георгиевич. – В нашу пользу сыграло и то, что в республике заработала программа по оптимизации здравоохранения. Некоторые районные больницы были закрыты, так как государству стало нерентабельно их содержать. Нас поддержали Союз православной молодежи, Союз добровольцев России, председатель Госсобрания РМ В.В. Чибиркин, его заместитель по социальным вопросам Р.З. Аширов. Огромную роль также сыграли органы ФСКН Мордовии в лице руководителя А.Ф. Бебишева и начальника отдела профилактики С.М. Тараканова. В результате нам, на безвозмездной основе, на неограниченное время была передана одна из закрытых больниц в поселке Чеберчино Дубенского района. После больших материальных вложений это учреждение удалось запустить и сейчас на его территории мы организовали реабилитационный центр под названием «Вершина-Саранск», который помогает в реабилитации и ресоциализации зависимых людей.

От 6 месяцев до года

В настоящее время в Центре находятся более тридцати человек. Из состава участников реабилитационного процесса 70% – лица с наркотической зависимостью, 30% – с сочетанной зависимостью: алкоголь, наркотики, игромания. В большинстве случаев сюда поступают резиденты (участники процесса) после проведения детоксикации в государственных лечебных учреждениях. А уже потом наркозависимый переводится в реабилитацию. Этот процесс длится достаточно долго: от шести месяцев до года, в зависимости от нарушений, которые произошли у человека. Суть реабилитации сводится к тому, чтобы обучить пациента нормальному функционированию в социуме, задать ему правильный вектор для полноценной жизни.

Жизнь без наркотиков и алкоголя

– Если не бывает бывших алкоголиков и наркоманов, то бывает новая жизнь зависимого человека, – объясняет В.Г. Самылин. – То есть, оставаясь зависимым, он сможет не употреблять вещества, если будет определенным образом обучен этому. В этом случае можно провести аналогию с сахарным диабетом. Это когда у человека развивается патология поджелудочной железы, и она уже не может вырабатывать инсулин. После этого в жизнь больного вносятся определенные коррективы по питанию. Это значит, что он будет жить достаточно долго, но только при соблюдении определенного режима питания и тщательного соблюдения рекомендованного лечения. Если больной в какой-то момент решит его нарушить – он просто погибнет. Примерно то же самое происходит и с зависимыми людьми. Мы объясняем своим пациентам элементарные вещи: как нужно действовать, чтобы не употреблять наркотики, алкоголь. Частенько бывает, что люди, понимая какие-то моменты, не осознают всю важность их соблюдения. И поэтому нередко снова срываются и возвращаются на прежний путь. После чего их жизнь заканчивается тремя инстанциями – тюрьма, больница или кладбище. Мы предоставляем для них четвертый вариант – жизнь без наркотиков и без алкоголя. В таком состоянии они могут находиться очень долго.

Работа с родными

Важным компонентом является также и работа с родственниками наркоманов. Большинство врачей, занимающихся этой проблемой, считают, что неадекватное поведение окружающих на 70%-80% провоцирует человека на употребление зелья. – Поэтому, чтобы исключить еще и этот компонент, мы проводим работу с их близкими. Два раза в неделю в Саранске, в нашем офисе, проходит собрание родителей, жен и других родственников зависимых людей, которым наши врачи объясняют самые элементарные вещи: как жить, как разговаривать, как отвечать на вопросы, как реагировать на определенное поведение наркомана, – продолжает Вадим Георгиевич. – Мы им доступно объясняем, чем отличается зависимый человек от независимого. Ведь большинство людей до сих пор думают, что любая зависимость это не болезнь, а просто вредная привычка. Я как доктор объясняю родственникам, что это действительно тяжелое заболевание, которое требует профессионального подхода к лечению. Потому что у наркомана происходит специфическое изменение сознания, при котором ему уже необходимо потребление психоактивного вещества. Это становится его жизненной потребностью… Именно поэтому такому человеку необходимо другое общество, определенные знания по питанию и соблюдению режима сна и бодрствования.

На добровольных началах

В реабилитационном центре такие зависимые люди делают первые шаги в жизни без наркотиков. Возраст пациентов от 18 до 53 лет. Лечение платное: тысяча рублей в сутки для одного резидента. Сюда входит четырехразовое питание, круглосуточное наблюдение трех-четырех работников, двух наркологов, психолога и многое другое. Всего в реабилитационном центре работает 16 сотрудников. Часть из них прошли курс повышения квалификации по консультации химической зависимости с профессиональным психологом. Есть специалисты из соседних регионов – Пензенской области, Марий Эл. Они проживают на съемных квартирах в Саранске. Два дня дежурят в Центре, четыре дня отдыхают. – Хочу особо подчеркнуть, что нахождение резидентов в нашем Центре осуществляется исключительно на добровольных началах, при поступлении к нам наркозависимый подписывает так называемый договор о соблюдении необходимых правил, – добавил В.Г. Самылин. – Здесь он также получает определенное задание, состоящее из нескольких пунктов. И только после его выполнения идет на выписку. Тогда он сможет вернуться в социум к обычной жизни. Но это также происходит не сразу. Обязательным является прохождение постстационарной реабилитации. Выздоровевшие продолжают ходить к специалистам и получать задания. Обычно они делают это до обеда, а вечером посещают группы самопомощи. Это либо «Анонимные наркоманы», либо «Анонимные алкоголики». Такая практика является обязательной, потому что после выхода из Центра у человека происходит разрушение всех его бывших установок, которые были у него на протяжении многих лет.

Без Интернета и газет

– Трудотерапия на базе стационарной реабилитации противопоказана. Для зависимых людей особенно тяжело работать со своими проблемами, которые накопились у них внутри, именно поэтому они согласны на любую, самую тяжелую работу. В Центре же им нужно трудиться над собой, обнажать свои проблемы, – рассказывает директор реабилитационного центра в Чеберчино Р.Р. Нугаев. – У них нет Интернета, радио, газет, телевидения. Они лишены связи с действительностью, потому что на этом этапе им не нужна деструктивная информация, которая исходит от многих СМИ. Энергия резидента полностью направляется на изменение собственных жизненных установок. У каждого есть свои обязанности. Они каждый день проводят влажную уборку в комнатах-палатах, также занимаются приготовлением пищи для себя. Готовят по графику, под наблюдением сотрудников, из свежих продуктов, которые завозятся каждую неделю. Меню составляет специалист-диетолог, который высчитывает вплоть до количества витаминов, необходимых в сутки человеку. Вкусные сладкие столы бывают тоже – на днях рождения наших резидентов. Но главное, с утра до вечера проходят занятия: индивидуальные, групповые, с психологом, медитации, разбор домашних заданий. Часть наших сотрудников имеют собственный опыт выздоровления в реабилитационных центрах. Их советы помогают вновь прибывшим.

«Дневники чувств»

Постепенно пациенты начинают осознавать свою пагубную зависимость и то, что она останется с ними на всю жизнь. Они понимают, что здоровыми уже не будут, но смогут стать успешными «выздоровленцами». Их работа над собой продолжается всю оставшуюся жизнь. – Это тяжелейший труд, можно сказать, что выздоровление зависимых людей граничит с героизмом, – рассказывает Ренат Рафаэльевич. – В Центре каждый резидент имеет индивидуальный календарь, где отмечает каждый день, проведенный в «чистоте», то есть в трезвости. И так это будет происходить и дальше, на протяжении всей жизни… Ребята ведут дневники чувств, куда нужно записать все события, которые произошли за день. Когда резиденты попадают сюда, они испытывают только два состояния – это «хорошо» и «плохо», другого они просто не понимают. Недаром наркозависимость называется болезнью замороженных чувств. У нас они учатся новым ощущениям и записывают свои переживания в дневник. Весь смысл реабилитации состоит в курсе заданий. К примеру, дается слово «бессилие», и ребята учатся отслеживать тот момент, когда они испытывали это чувство. Затем эту тетрадь читает консультант, который сам не понаслышке знает о переживаемых эмоциях и если он почувствует фальшь, то резиденту придется переписать все еще раз по-честному. С момента поступления и до момента выписки они не расстаются с тетрадками. На малой группе ребята зачитывают вслух свои записи и делятся друг с другом самым сокровенным. К концу реабилитации скапливается довольно внушительная кипа исписанных общих тетрадей. Именно в них остаются все эмоции, которые переживали резиденты за время реабилитации в центре…

Своими глазами

Нам удалось побывать в Чеберчино. Довольно внушительное здание бывшей районной грязелечебницы производило вполне благоприятное впечатление. Однако крепкая железная дверь и решетки на окнах несколько настораживали… Первое, что бросилось в глаза, – идеальная чистота. При входе аккуратно расставленная обувь. – Ботинки и тапочки у нас раскладывает «парковщик», – рассказывает один из консультантов Денис, сам в прошлом зависимый человек. Его теперешнее состояние – десять месяцев «чистоты». Запросто говорит нам о том, что он думал, когда подсаживался на наркотики: «Я никогда не умру, они просто не умеют это правильно делать, а я смогу. У меня все будет по-другому, я только попробую». Впервые он попробовал наркотики в тринадцать лет. Родители развелись, когда он был совсем маленьким. Начинал с мариуханы, потом подсел на спайсы. Сейчас ему 28, женат во второй раз, имеет ребенка. Неоднократно пытался «завязать», но не получалось. Родные уговорили его пройти курс реабилитации в одном из центров в Ульяновской области. Теперь он сам помогает наркоманам и алкоголикам бороться с зависимостью. Первым по расписанию у резидентов стоит утреннее собрание, на котором пациенты и рассказывают о позитивном и негативном поведении друг друга. Потом проходит малая группа. У каждого в семье есть функция (его работа). Все тридцать человек – это семья: кто-то отвечает за стирку, «массовик-затейник» организовывает мероприятия, «чайханщик» – накрывает стол к чаепитию, «животновод» опекает маленьких питомцев (кота, двух рыбок и двух птиц), а «президент» отвечает за всех и т.д. К весне планируют на участке возле больницы разбить небольшой огородик, на окне в ящиках уже зеленеет молоденькая рассада помидоров и перца. Во время экскурсии по Центру мимо нас прошел худенький подросток, который вежливо со всеми поздоровался. – Его четыре раза привозили ко мне в больницу в состоянии передозировки, практически полумертвого, – говорит В.Г. Самылин. – Наш Центр – это последний шанс для него.

Ирина ДОКИНА