«Мы не должны сдавать своих позиций»

0040-08 В начале года принято подводить итоги года минувшего, намечать планы на будущее. В своем прошлогоднем отчете перед депутатским корпусом района нашим конкурентным преимуществом глава администрации РМР Н.В. Иняткина назвала развитую систему образования. О том, каким был прошедший год для образовательных организаций района и удалось ли им сохранить лидерские позиции, мы попросили рассказать начальника управления образования администрации РМР В.Р. Ларину. – Венера Раисовна, скажите, пожалуйста, как сложился прошедший год для системы дошкольного образования? – Каждый год имеет свои отличия и не похож на предыдущий. Но 2015 год со всей определённостью можно назвать особенным для работников системы образования Рузаевского муниципального района. Главные события были связаны с реализацией проекта «Модернизация региональной системы дошкольного образования». На начало 2015 года в электронной системе 1058 детей стояли в очереди по оформлению в детские сады. Мы понимали, что до конца 2015 года всем детям в возрасте от 3 до 7 лет должна быть представлена возможность посещать дошкольные образовательные учреждения. Это стало возможным благодаря открытию детских садов в городе Рузаевка и селе Татарская Пищля, эффективному использованию площадей и открытию новых групп в имеющихся детских садах. Сейчас можно говорить, что в нашем районе на 1 января 2016 года достигнута 100% обеспеченность местами детей от 3 до 7 лет. Перед нами стоит вопрос охвата детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Таких детей у нас более 600. Для решения этого вопроса разработан ряд нормативных документов, среди них дорожная карта «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет». Реализация мероприятий дорожной карты направлена в первую очередь на привлечение негосударственных организаций в сферу дошкольного образования. Кроме этого, мы будем активно работать по внедрению вариативных форм дошкольного образования. – Но модернизация предполагает не только обеспечение присмотра и ухода за детьми, но и качественную подготовку педагогических работников... – Педагоги дошкольных образовательных учреждений принимают активное участие в реализации программ, проектов, конкурсов. Впервые в 2015 году учреждены Премии Главы Республики Мордовия. Инна Владимировна Куляпина - воспитатель детского сада №18 является победителем этого конкурса. В республиканском рейтинге дошкольных образовательных организаций за 2014-2015 учебный год детский сад №17 занял 1 место в республике, 2 место – детский сад №18, 3 место – детский сад №9. Педагогический коллектив «Центра развития ребенка – детский сад №14» стал победителем республиканского конкурса на лучшие модели дошкольного образования в номинации «Инновационная разработка года». А муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» включен во Всероссийский реестр «Книга Почета» за 2015 год, в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России-2015». Опыт по слиянию 17 детских садов в одно единое образовательное пространство продемонстрировал эффективность в решении управленческих, кадровых и экономических вопросов. Поэтому с января 2016 года 9 сельских детских садов объединены в одну дошкольную образовательную организацию «Детство». – Венера Раисовна, несомненно, ключевым элементом становления молодого человека является система общего образования. Именно поэтому к ней и обращено повышенное внимание. – Сегодня в районе работает 21 общеобразовательная школа, где обучается 5791 ребенок. И каждый руководитель, каждый педагог старается, чтобы его школа имела свое неповторимое лицо, свои преимущества, была любима и уважаема детьми, по достоинству оценена их родителями. По итогам независимой обще-ственно-профессиональной оценки качества инновационной деятельности лицею №4 присвоен общественно-профессиональный статус «Школа-лаборатория инноваций». Средняя общеобразовательная школа №7 работает в режиме эксперимента по организации очно-заочной формы обучения. СОШ №5 – победитель Республиканского конкурса «Растим патриотов России». СОШ №8 – лауреат I степени регионального этапа I Всероссийского конкурса образовательных учреждений, развивающих ученическое самоуправление в Республике Мордовия. СОШ №9 является опорной площадкой для учителей республики по распространению опыта работы с детьми-инвалидами. Хочется отметить, что в 2015 году были продолжены работы по созданию комфортной безбарьерной среды в школах. Благодаря средствам бюджетов всех уровней, в том числе и муниципального, в образовательных организациях создаются условия, позволяющие обеспечить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Хорошей возможностью для личностного роста педагогов стало участие в профессиональных конкурсах. Новые имена талантливых педагогов продолжает открывать муниципальный конкурс «Учитель года». Ю.В. Кузнецова, учитель математики и информатики лицея №4, и Н.В. Лукашенко, учитель мордовского языка и литературы Сузгарьевской школы, – суперфиналисты республиканских конкурсов «Учитель года-2015», «Лучший учитель мордовского языка Республики Мордовия-2015». Учитель физической культуры лицея №4 Н.П. Додонова – призер республиканского конкурса «Учитель здоровья». – Не удивительно, что в нашем районе столько одаренных ребят. – Еще Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Педагог–наставник – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, умеющий увлечь ученика и привести его к победному результату. Наши учащиеся – победители региональных и российских предметных конкурсов. В Международном дистанционном конкурсе по общеобразовательным предметам победы у обучающихся гимназии №1, лицея №4, школ №№ 8, 10, 17. Талантливые дети, имеющие склонность к углубленному изучению основ наук, становятся победителями и призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников. В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 900 школьников в испытаниях по 18 общеобразовательным предметам. Победителями и призерами стали 221 человек. Высокие результаты показали образовательные организации – лицей №4, гимназия №1, школы №№ 17, 9, 8, Красносельцовская, Приреченская школы. О высоком качестве реализации программы «Одаренные дети» свидетельствует и то, что ежегодно наши учащиеся становятся обладателями Премии Главы Республики Мордовия. В 2015 году ими стали Оксана Арыкина и Данила Савельев. Кроме того, 10 учащихся наших школ ежегодно награждаются Премией главы администрации Рузаевского муниципального района. Стоит отметить, что подобная поддержка на муниципальном уровне есть не во всех районах республики. – На сегодняшний день мы понимаем, что нам нужны школы, которые не просто учат, но и воспитывают граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции. – Центральным событием, определившим ведущий вектор гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей в прошедшем году, стало 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. По результатам республиканского конкурса среди музеев лучшими признаны школьные музеи Трускляйской, Перхляйской школ. Учащиеся школ №10 – победители коллективного проекта конкурса «Оплоты единства молодых». Егор Путиванов, Артём Путиванов, учащиеся 3 класса Красносельцовской школы, – победители Республиканского конкурса «Ушаков. Россия. Флот». Сабина Бикбаева и Илья Гунин – ученики Пайгармской школы – дипломанты XVIII Всероссийской олимпиады по школьному краеведению в г.Москве. Обучающиеся школы №5 являются победителями Всероссийской акции «Часовой у знамени Победы» в Москве. – Венера Раисовна, а какова роль учреждений дополнительного образования в современных условиях? – С принятием новых образовательных стандартов возросла роль учреждений дополнительного образования как ресурса повышения эффективности работы по выявлению и поддержке одаренных детей. В трех учреждениях дополнительного образования по 9 направлениям занимается более 3000 детей, в возрасте от 6 до 18 лет. Содержание образовательных программ этих учреждений позволяет удовлетворить многообразные познавательные и творческие потребности современных детей. Туризм, поэтическое творчество и пресс-центр, робототехника и азы конструирования становятся новым образовательным пространством для детей с разным уровнем физического здоровья и разным уровнем школьной успешности. Воспитанники учреждений дополнительного образования – активные участники творческих конкурсов. На Всероссийском открытом конкурсе «Здравствуй, мир!» коллектив Центра «ЮНИТЭР» завоевал Кубок и Диплом Лауреата 1 и 2 степени, на Всероссийской олимпиаде искусств 1 место в номинации «Эстрадный вокал». Воспитанники детско-юношеской спортивной школы подготовили 22 победителей всероссийских соревнований, 51 победителя республиканских спортивных соревнований. Творческий коллектив Центра эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» является призером Всероссийского творческого конкурса «Фольклорная мозаика». Конечно, нам есть над чем работать. Определены цели, основные ориентиры. В 2016 году нам необходимо расширить участие общественности в процедурах оценки качества образования, развивать предпрофильную подготовку старшеклассников. Педагогам и руководителям образовательных организаций сосредоточить особое внимание на качестве подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. Мы не должны сдавать своих позиций, подчеркну лидирующих позиций, в сфере образования республики. Полосу подготовила Татьяна ЕЛЬМЕЕВА